С экономической точки зрения планирование - центральное звено хозяйственного механизма фирмы, совокупность организационно-экономических мероприятий, определяющих стратегию развития фирмы на перспективу, перспективные (текущие) задания, темпы, пропорции, результаты производственно-хозяйственной деятельности фирмы на различные периоды времени.
Цель планирования – разработка, обеспечение успешного выполнения плана по производству конкурентоспособной продукции, соответствующей спросу на рынке, при условии повышения социально-экономической эффективности производства.
Функции планирования: формулировка целей и задач (перспективных, текущих, оперативных); выбор путей достижения целей; выявление необходимых ресурсов; достижение пропорциональности и сбалансированности деятельности всех подразделений предприятий; организация разработки и выполнения плана; контроль и учет результатов.
Основа плана – система норм и нормативов, определяющих использование всех видов ресурсов предприятия.
Существует несколько методов планирования.
Балансовый метод обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниками их покрытия, а также между разделами плана (например, увязывает производственную программу с численностью работающих). На предприятии составляются балансы: производственной мощности, рабочего времени, материальный, энергетический, финансовый.
Расчетно-аналитический метод используется при определении показателей плана, их динамики и факторов, обеспечивающих количественный уровень. Включает следующие основные операции: определение базового уровня основных показателей плана и их изменение в плановом периоде за счет количественного влияния основных факторов; расчет индексов изменения плановых показателей по сравнению с базисным уровнем.
Экономико-математические методы предполагаю разработку экономических моделей плановых показателей на основе выявления их количественной зависимости от основных факторов. Эти методы позволяют разработать несколько вариантов плана и выбрать из них оптимальный с позиции заданного критерия оптимальности. Машинная обработка экономической информации на базе вычислительной техники ускоряет планирование.
Графоаналитический метод дает возможность изобразить результаты экономического анализа графическими средствами. С помощью графиков выявляется количественная зависимость между сопряженными показателями, например, между темпами изменения фондоотдачи, фондовооруженности и производительности труда.
Сетевые графики – разновидность графоаналитических методов. С их помощью моделируется создание в пространстве и во времени сложных объектов, таких, например, как капитальное строительство или реконструкция цехов, разработка и освоение новой техники и др.
Программно-целевые методы обеспечивают составление плана в виде программы, т.е. комплекса задач и мероприятий, объединенных одной целью и приуроченных к определенным срокам.
Долгосрочное планирование основывается на прогнозировании. С его помощью определяются темпы экономического развития предприятия, перспективная потребность в традиционных и новых видах продукции. Прогнозируются сбытовая стратегия предприятия по различным рынкам сбыта, мощность, издержки производства, прибыль.
Цели и задачи перспективного долгосрочного плана конкретизируются в среднесрочном плане. Текущее годовое планирование конкретизирует среднесрочный план и уточняет его показатели. Структура и показатели годового плана идентичны среднесрочному плану.
Оперативно-производственное планирование уточняет задания текущего годового плана на более короткие отрезки времени (месяц, декада, смена, час) и по отдельным производственным подразделениям: цех, участок, бригада, рабочее место.
Вопрос 3 Менеджмент бухгалтерии фирмы
Главный бухгалтер фирмы, по существу, является менеджером бухгалтерии фирмы, если в его подчинении находится группа лиц, осуществляющих бухгалтерский учет и подготавливающих бухгалтерскую отчетность.
Топ-менеджер (руководитель) и главный бухгалтер фирмы, осуществляя организацию бухгалтерского учета, самостоятельно могут установить:
учетную политику;
организационную форму бухгалтерской работы (исходя из конкретных условий хозяйствования);
форму и методы бухгалтерского учета, технологию обработки учетной информации, основываясь на действующих в Российской Федерации формах и методах, при соблюдении общих методологических принципов;
систему внутрипроизводственного (управленческого) учета, отчетности и контроля.
Под учетной политикой фирмы понимается выбранная ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения факторов хозяйственной деятельности.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и оценки фактов хозяйственной жизни, гашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и иные соответствующие способы, методы и приемы.
4 вопрос Менеджмент снабжения и логистики фирмы
Снабжение представляет собой первую стадию движения исходных факторов производства на предприятии. Его функция состоит в обеспечении притока потенциала основных средств (машины, здания, земельные участки и др.), покупаемых услуг и материалов путем приобретения, доставки их на территорию предприятия, в подготовке их для использования на стадии производства, чем обеспечивается наличие необходимых материальных ресурсов для производственного процесса.
Задача менеджмента снабжения предприятия заключается не только в приобретении исходных ресурсов исключительно в собственность или обеспечение их физического наличия, но и гарантирование возможности получения ресурсов, необходимых для процесса производства, в нужное время в будущем. Вторая часть задачи решается путем разработки менеджерами программы снабжения, в которой фиксируются виды и количества материалов, закупаемых на различных рынках, а также времени закупки того или иного вида материалов.
Условия поставки фиксируются в контракте (договоре) между поставщиком и покупателем. В зависимости от вида товара и метода закупки выделяют договоры купли-продажи, аренды, лизинга, проката, найма, предоставления в пользование на возмездной основе, подряда на выполнение работ или услуг, подряда на изготовление продукции из материала заказчика.
Существуют также специфические договоры, которые юридически выражают различные виды стратегии снабжения, а их суть состоит в том, что во многих случаях отношения между поставщиком и покупателем носят долгосрочный стратегический характер и выходят за пределы единичных закупок.
5 вопрос Менеджмент производства фирмы
Функция производства охватывает исключительно внутренние процессы обработки и переработки факторов производства на предприятии.
Основной задачей менеджмента в сфере производства промышленного предприятия является формирование рациональной производственной программы и эффективное управление ее реализацией.
Формирование рациональной производственной программы начинается с разрешения менеджерами альтернативы «производить – закупать».
Для выполнения определенной производственной программы менеджментом выбирается и осуществляется наиболее целесообразный из возможных способов организации производства.
Конкретная организация производственного процесса зависит как от ситуации на рынке, так и от структуры производственных мощностей предприятия.
К существенным задачам менеджмента производственного процесса относится разработка кратковременной производственной программы и планирование производственного процесса.
Для формирования кратковременной производственной программы менеджеру необходимо знать программу продаж, программу подготовки производства, включая подготовку средств производства и персонала, располагать необходимыми помещениями и все это объединить, создав единую организацию производства.
Исходя из требуемого количества выпускаемой продукции в рамках заданной ситуации рассчитывается производственная программа, которая детализируется по каждому производственному подразделению и устанавливает объемы выпуска каждого вида продукции.
6 вопрос Менеджмент финансов фирмы
Множество задач финансового планирования с определенной долей условности можно разбить на два подмножества: общие и частные. К общим могут быть отнесены задачи, касающиеся финансовой деятельности фирмы в целом, к частным - финансовой деятельности подразделений фирмы. Согласно принципу системности частные задачи должны быть согласованы (по целям, ресурсам и иным параметрам) с задачами общими.
В условиях рыночных отношений возникает объективная необходимость определения тенденций финансового состояния фирмы, ориентации в финансовых возможностях и перспективах (получение банковского кредита, привлечение иностранных инвестиций), оценки финансового состояния других хозяйствующих субъектов. Решению этих вопросов служит финансовая стратегия фирмы.
Финансовая стратегия – стратегия обеспечения фирмы денежными средствами – охватывает все стороны ее деятельности, в том числе оптимизацию основных и оборотных средств, распределение прибыли, безналичные расчеты, налоговую и ценовую политику, политику в области ценных бумаг. Всесторонне учитывая финансовые возможности фирмы, объективно рассматривая характер внутренних и внешних факторов, финансовая стратеги обеспечивает соответствие финансово-экономических возможностей фирмы условиям, сложившимся на рынке.
Оперативное финансовое планирование заключается в составлении и исполнении платежного календаря. Платежный календарь – это финансовый документ, в котором подробно отражается оперативный денежный оборот фирмы. Поскольку весь оборот проходит через расчетные, текущие, ссудные, валютные и другие счета, то в платежном календаре представлено движение денежных средств по их поступлению и использованию.
Платежный календарь конкретизирует текущий финансовый план, уточняет его показатели, дает полное представление о состоянии платежей и расчетов в анализируемом периоде.