Краткое описание атрибутов функциональных аспектов менеджмента фирмы представлено в табл. 1.
Аспекты
менеджмента
фирмы
| Объект
менеджмента
| Атрибуты субъекта менеджмента
|
Цель
| Задачи
| Функции
|
|
|
|
|
|
Менеджмент фирмы в целом (системный, комплексный)
| Фирма как хозяйствующий субъект рыночной экономики
| Максимизация собственности и(или) прибыли хозяев фирмы
| Достижение цели деятельности фирмы при условии сохранения стабильности и устойчивости ее развития
| Системный подход к плановому развитию фирмы по всем сферам и аспектам деятельности и обеспечение их выполнения оптимальным способом
|
Менеджмент бухгалтерии
| Система бухгалтерского учета фирмы
| Соблюдение установленных государством правил формирования массивов статистических данных о деятельности фирмы
| Своевременная бухгалтерская отчетность
| Основанное на документах непрерывное, взаимосвязанное отражение динамики средств и хозяйственных операций в денежной форме в соответствии с принятой учетной политикой
|
Менеджмент производства, снабжения и логистики
| Бизнес-процессы фирмы
| Целесообразное и рациональное использование материальных и трудовых ресурсов фирмы
| Расширение ассортимента, повышение качества и минимизация затрат на выпуск продукции
| Обеспечение производства продукции фирмы в соответствии с утвержденными планами
|
Менеджмент маркетинга
| Сбыт производимых продуктов
| Расширение сбыта производимых продуктов (товаров, услуг)
| Активное воздействие на потребительский спрос
| Изучение рынка потребителей, разработка системы стимулирования сбыта, реклама
|
Менеджмент финансов
| Финансы фирмы
| Целесообразное и рациональное использование финансовых ресурсов фирмы
| Максимизация прибыли фирмы при предусматриваемом уровне финансового риска или обеспечение минимизации уровня финансового риска при предусматриваемом уровне прибыли
| Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов в соответствии с задачами развития фирмы в предстоящем периоде и их эффективного использования в разрезе основных направлений деятельности фирмы
|
Менеджмент персонала
| Персонал и организация фирмы
| Целесообразное и рациональное использование человеческих ресурсов фирмы
| Разработка системы перманентного роста производительности и качества труда при разумных рыночных фондах оплаты труда
| Управление и руководство подчиненными сотрудниками
|
Менеджмент ин6формационной системы
| Информационные процессы, технологии и программно-аппаратные средства АСУ и телекоммуникаций фирмы
| Целесообразное и рациональное использование информационных ресурсов фирмы
| Оптимизация информационной системы
| Обеспечение наличия требуемого объема информации в определенном месте и в нужное время; обеспечение сохранности информации и разграничение доступа к ней
|
Необходимость в менеджменте и менеджерах по перечисленным в табл. 3.1 функциональным аспектам работы фирмы возникает в том случае, когда масштабы ее деятельности объективно требуют формирования соответствующих функциональных подразделений. В малых фирмах задачи маркетинга, финансов, снабжения и т.д. решаются либо специалистами соответствующего профиля, либо непосредственно топ-менеджером. Принципиальным отличием функционального менеджера от работы специалиста соответствующей профессии является циклически решаемая менеджером совокупность задач, представленная в табл. 3.2.