Неоновая засветка. Неон – это наиболее долговечный источник света, не теряющий свои цветовые характеристики. Неон может служить самостоятельным элементом в оформлении интерьера, а также использоваться для внутренней подсветки элементов наружной рекламы. Это яркая, эффектная и экономичная по энергопотреблению реклама.
Любая неоновая лампа устроена следующим образом. Стеклянная трубка, лекальная или прямая, заполнена инертным газом, по торцам трубки расположены электроды с отрезками проволочных контактов. Когда на эти контакты подается высокое напряжение, начинается процесс – тлеющий разряд. В пространстве между двумя электродами (анод и катод) возникает электрическое поле. Свободные электроны газа устремляются к аноду, при этом они разгоняются до огромных скоростей и сталкиваются с нейтральными атомами газа, выбивают из них новые электроны. Вся энергия, накопленная частицами за время разгона, при столкновении преобразуется в световую энергию.
Цвет свечения неоновой лампы обусловлен составом газовой смеси, цветом стекла, наличием люминофора. Неон предполагает широкую возможность выбора цветовой гаммы.
Неоновые трубки питаются от источников переменного тока (220 В) через повышающий трансформатор (электромагнитный преобразователь), его выходное напряжение больше входного. Электронный преобразователь должен устанавливаться в непосредственной близости от неоновых трубок. На каждые 6-8 погонных метров неоновых ламп ставится один преобразователь.
При использовании неона следует заранее определить, какой элемент будет подсвечиваться, так как необходимо продумать расположение проводки и возможность установки и обслуживания неоновой установки, подготовить нишу, учесть максимальные размеры трансформаторов, которые устанавливаются в нише в непосредственной близости от ламп.
По форме ниши бывают двух видов: открытые (без ограничительного бортика по краю) и закрытые (с бортиком). Установленная в открытой нише подсветка охватывает большие площади, так как световой поток не встречает никаких препятствий, но при этом интенсивность свечения ощутимо понижается. Закрытый вид ниши дает свечение, сравнимое с ореолом. Он более популярен за счет того, что все элементы неоновой конструкции надежно скрыты. Но металлические направляющие, составляющие конструкцию ниши, по возможности должны быть закрыты, иначе они могут создать помехи в работе трансформаторов.
Неон позволяет создать равномерное свечение, без теней, пробелов и всплесков, нужной формы, яркость и насыщенность которого не сравнима ни с какими другими видами подсветки. Используется в световых коробах сложной формы, когда нет возможности установить люминесцентные лампы. Неон актуален для создания светодинамики или в «открытом» виде в наружной рекламе, где необходимо создание специфических, присущих именно неону эффектов. Примером такого использования является создание контуров вокруг световых коробов, которые, в отличии от светодиодов, имеющих точечную структуру, могут быть неразрывными.
Срок службы неона на практике составляет 3-4 года. Недостатками неоновой засветки является высокое напряжение (3-12 кВ), громоздкие трансформаторы, которые по технологии должны быть расположены максимально близко к неоновым трубкам, большое энергопотребление и сложность обслуживания.
Светодиодная засветка. Используется в световых коробах сложной формы. Малые габариты светодиодов, легкость монтажа, высокая яркость, возможность создания динамических эффектов, повышенный срок службы – до 100 тыс. ч, низкое энергопотребление, небольшие источники питания и высокая ремонтопригодность – все это говорит в пользу светодиодной засветки.
По мнению ведущих мировых производителей, в ближайшие годы светодиодные технологии, благодаря своей яркости и энергоэкономичности, займут ведущее место в сфере светового оформления фасадов, наружного освещения, а также интерьеров.
Есть свои преимущества у линейки светодиодного оборудования и перед неоном, мода на который в рекламной сфере еще не отошла. Во-первых, в ближайшие годы, как ожидают аналитики, цены на готовые изделия – светодиодные модули, панели и т.д. – станут даже ниже готовых изделий из неона. Благодаря этому также значительно уменьшается трудоемкость процесса при инсталляции световой рекламы. В случае выбора в качестве технического решения светодиодов нет необходимости поднимать на высоту тяжелые неоновые конструкции, а также иметь квалификацию в работе с неоном.
Развитие светодиодных технологий и наличие на рынке сразу нескольких производителей привели к довольно высокой конкуренции, благодаря которой световое оборудование на диодных технологиях представлено как широкой гаммой дизайнерских решений, предельно важных для рекламы и оформления экстерьеров и интерьеров, так и большой линейкой продукции, используемой в том или ином случае. Это и лампы на основе светодиодов, светодиодные ленты, панели и модули, кластеры, стробы (или импульсные лампы), световые дожди, световые сети, так называемые белт-лайт (гибкий шлейф с установленными на нем через фиксированную длину патронами) и сложные светодинамические конструкции на основе светового оборудования на диодной основе.
Люминесцентная засветка. В качестве засветки в световых коробах часто используются люминесцентные лампы. Для рекламных целей лучше подходит холодный спектр ламп. Лампы теплого спектра искажают цвета рекламного материала. Главный параметр – время эффективной работы люминесцентных ламп, его можно оценить в 8-9 тыс. ч. При люминесцентной подсветке важно также, чтобы в конструкции были установлены компенсирующие конденсаторы. Их отсутствие может отрицательно влиять на работу электронной аппаратуры и практически в 2 раза повышает энергопотребление.