Плита проезжей части находится в сложном напряженном состоянии. В составе главных балок она работает на сжатие в продольном направлении от общего действия нагрузки, составляя сжатую зону балок. Кроме того, плита проезжей части работает в (поперечном направлении, воспринимая местное действие временной нагрузки и принимая участие (в бездиафрагменяых пролетных строениях) в распределении нагрузки между главными балками. Изгибающие моменты, и поперечные силы в плите, возникающие при ее работе в поперечном направлении, определяют количество ее рабочей арматуры. Толщину плиты принимают обычно 15 см.
Расчетная схема плиты зависит от способа объединения плит. В бездиафрагменных пролетных строениях, где плиты соседних балок жестко объединены, плиту следует рассматривать как многопролетную балочную систему на упруго оседающих опорах.
В пролетных строениях с диафрагмами, где плиты соседних балок не объединены, плиты следует рассматривать как консольные.
В поперечном направлении плиту рассчитывают на постоянные и временные нагрузки. Постоянная нагрузка слагается из веса самой плиты, выравнивающего, изоляционного и защитного слоев, а также покрытия проезжей части. В качестве временных нагрузок рассматривают нагрузки от автотранспортных средств в виде полос АК с осевой нагрузкой Р и равномерно распределенной нагрузкой интенсивности v, а также от тяжелых одиночных колесных и гусеничных нагрузок. Максимальные моменты в плите возникают обычно от колесных нагрузок.
Следует иметь в виду, что усилие Р от колеса, действующее на поверхность покрытия по прямоугольной площадке с условными размерами а2и b2(рис. 5.1), распределяется покрытием и другими слоями, расположенными по плите проезжей части, примерно под углом 45°. На уровне поверхности железобетонной плиты оно действует уже на площадку со сторонами
b1 = b2 +2H и a1 = a2 + 2H, (5.1)
где Н — толщина всех слоев одежды ездового полотна.
Экспериментальными исследованиями установлено, что в работу на изгиб включается участок плиты, ширина которого больше ширины площадки а1распределения нагрузки поперек пролета плиты.
Расчетную ширину полосы плиты рекомендуется принимать
a = a1 + lb/3 , но не менее a = 2*lb/3 (5.2)
где lb, — пролет плиты.
Рис. 5.1. Схема для определения изгибающего момента в плите при загружении ее одним колесом
Рис. 5.2. Схема загружения плиты Рис. 5.3. Схема для определения подвумя сближенными тележками перечной силы в плите
При большом пролете плиты расчетным может оказаться случай загружения ее двумя сближенными тележками (рис. 5.2). Рабочую ширину плиты в этом случае принимают по наружным границам распределения крайних грузов идля двух колес она составляет
2a = a1 – d + + lb/3, (5.3)
где d — расстояние между осями тележек, равное 1,5 м.
Ширина распределения нагрузки по плите в этом случае
b = b1 + с, (5.4)
где с — минимальное расстояние между колесами соседних тележек, принимаемое равным 1,1 м. При расположении колеса у опор плиты усилие распределяется в перпендикулярном к пролету плиты направлении (рис. 5.3) на ширину
ax = a1 – 2x, но не более а = а1 + lb/3. (5.5)
При расчете плиты обычно рассматривают ее полосу шириной 1 м. Эту полосу загружают нагрузкой от ее собственного веса и нагрузкой от АК или НК.-80. Изгибающие моменты в плите рассчитывают по принимаемым расчетным схемам. В плите бездиафрагменных пролетных строений изгибающие моменты допускается вычислять следующим приближенным способом. Вначале вычисляют наибольший изгибающий момент М0 в середине пролета плиты как в простой балке на двух шарнирных опорах. Затем вычисляют изгибающие моменты в пролетах и на опорах неразрезной плиты умножением момента М0 на поправочные коэффициенты, учитывающие влияние защемления плиты в ребрах и их податливости. В связи с тем что плита в бездиафрагменных пролетных строениях участвует в поперечном распределении нагрузки между балками, в ней в середине пролета и у опор могут возникать изгибающие моменты обоих знаков. Поправочные коэффициенты дают возможность вычислять в связи с этим два значения моментов для середины пролета и для опоры. Плиту необходимо проверять на моменты обоих знаков.
Расчетные значения изгибающих моментов с учетом поправочных коэффициентов можно принимать:
в середине пролета М+ = 0,5М0; M__= - 0,25М0; на опорах М+ = 0,25М0; М_= - 0,8М0.
Значения М0 для плиты при учете воздействия двух колес тележки АК или колес НК-80 вычисляют с учетом схемы загружения и наличия равномерно распределенной нагрузки v.
По полученным расчетным значениям усилий подбирают арматуру для плиты и затем производят проверку ее прочности и трещиностойкости как прямоугольного изгибаемого элемента. Рекомендуется такая последовательность выполнения этих расчетных операций:
1. Принимают по данным аналогичных конструкций толщину плиты hf, диаметр рабочей арматуры d и толщину защитного слоя δ3.
2. Вычисляют рабочую высоту плиты
3. Принимают приближенно плечо внутренней пары сил
z~0,925ho
4. Вычисляют необходимое количество арматуры для середины пролета и на опоре плиты для верхней и нижней их зон по формуле
As=M/zRs
5. Подбирают по таблицам необходимое количество стержней и производят расстановку их в сечениях в соответствии с рекомендациями, данными в п. 15.2 СНиП 2.05.03-84. Решают вопрос о переводе части стержней путем их отгиба из одной зоны в другую.
6. Проверяют несущую способность сечения по изгибающему моменту
M = Rbbx (ho – 0,5x),
где x =
7. Производят расчет плиты на прочность при действии поперечной силы по формулам (94) и (101) СНиП 2.05.03-84.
8. Производят расчет по раскрытию трещин но формуле (124) СНиП 2.05.03-84 с учетом того, что плита армируется напрягаемой арматурой и относится к категории требований по трещиностойкости Зв, но для которой допускается раскрытие трещин не более 0,02 см. Если какая-либо из проверок в сечениях плиты не удовлетворяет требованиям норм, то рекомендуется в них увеличить количество арматуры.