Конструктивные и технологические решения балочных пролетных строений во многом зависят от способов их возведения. Способы возведения различны для монолитных, сборно-монолитных и сборных мостов.
Монолитные мосты могут выполняться в опалубке на подмостях, методом попролетного бетонирования, методом продольной надвижки и методом навесного бетонирования.
Способ бетонирования на подмостях позволяет придать пролетному строению и его армированию наиболее рациональные формы для восприятия постоянных и временных нагрузок. Однако он наименее индустриален и применяется только для сложных в плане сооружений.
Более технологичен метод попролетного бетонирования. Пролетные строения при этом методе (рис. 4.2, а) сооружают в опалубке, размещенной на передвижных подмостях. Подмости вместе с опалубкой передвигают вдоль моста по мере готовности предыдущего пролета. Метод попролетного бетонирования наиболее рационален в многопролетных мостах. Он требует, чтобы поперечное сечение пролетного строения имело неизменные по длине размеры и поэтому не мешало передвижению опалубки, чтобы все пролеты были одинаковыми, а вся напрягаемая арматура оканчивалась в стыке бетонируемых участков. В процессе возведения моста этим способом статическая схема пролетного строения изменяется, что необходимо учитывать при проектировании.
При возведении мостов методом продольной надвижки и пролетные строения бетонируют на всю или часть их длины на насыпи подходов и затем надвигают на опоры (рис. 4.2, б). Статическая схема пролетного строения в процессе надвижки все время изменяется, что требует установки на период надвижки временной напрягаемой арматуры. Пролетное строение по условиям производимых работ должно иметь постоянную высоту.
Неразрезные мосты с большими пролетами и высокими опорами целесообразно возводить методом навесного бетонирования (рис. 4.2, в). Пролетные строения бетонируют уравновешенно небольшими участками в виде консолей от опор к серединам пролетов в подвесной опалубке. После твердения бе-гона на очередном участке его обжимают напрягаемой арматурой, располагаемой в верхней части сечения консолей. Напрягаемую арматуру в нижнем поясе устанавливают после объединения консолей в серединах пролетов.
Сборно-монолитные пролетные строения возводят без применения подмостей. Пролет вначале перекрывают сборными балочными элементами (рис. 4.2, г) Затем элементы объединяют в поперечном направлении монолитным железобетоном. После твердения монолитной части пролетное строение можно оставить разрезным, превратить его в температурно-неразрезное или в неразрезное. В последнем случае над опорами необходимо устанавливать арматуру для восприятия отрицательного изгибающего момента.
Сборное разрезное и температурно-неразрезное пролетные строения из унифицированных плитных или ребристых элементов длиной до 33 м монтируют с помощью стреловых и козловых кранов или специальных шлюзовых-агрегатов различных типов. Обычно этот простейший способ монтажа не оказывает влияния hii конструкцию элементов пролетного строения, так как в процессе монтажа элементы пролетного строения работают по той же статической схеме, что и в процессе эксплуатации.