Рис. 3.16. Деформационные швы с гребенчатыми плитами:
Деформационный шов с плоским скользящим листом см. рис. 3.15, а) состоит из окаймления 4 с ребрами жесткости 5 и хомутами, омоноличенного в незабетонированных участках плиты проезжей части, скользящего листа 1, опирающегося на резиновые прокладки 2 и прижатого пружиной 3, и водоотводного лотка 6. Скользящий лист на подвижном конце имеет скос для выдавливания грязи из зазора.
Пружины размещены в обойме, заполненной техническим вазелином.
Деформационные швы со скошенным скользящим листом (рис. 3.15, б) и с плавающим листом (рис. 3.15, в) обеспечивают более плавный въезд автомобилей на шов и перемещения до 300 мм.
Еще более плавный проезд по швам обеспечивают швы с гребенчатыми плитами (см. рис. 3.16), но предельное перемещение, обеспечиваемое ими, составляет 250 мм.
При перемещениях более 300 мм применяют более сложные конструкции швов откатного типа.
Деформационные швы являются дорогостоящими и сложными элементами мостового полотна. В связи с этим наметилась тенденция к сокращению их числа путем применения неразрезных и температурно-неразрезных пролетных строений, обеспечивающих лучшую плавность движения транспортных средств. В неразрезных мостах существует минимальное количество деформационных швов. Их устанавливают только между торцами пролетных строений и шкафными стенками устоев. Эти швы обеспечивают плавность въезда и съезда на мост и способствуют сопряжению моста с насыпью подходов.
Одним из наиболее важных требований к сопряжению моста с насыпью является обеспечение плавности перехода от насыпи к мосту. Этому способствует устройство одинакового покрытия на мосту и подходах. Кроме того, необходимо обеспечить плавность перехода от различных упругих деформаций насыпи и пролетного строения как по величине деформаций, так и по скорости их протекания. Это достигается путем создания в местах сопряжения моста с насыпью специальных переходных участков в виде переходных плит, отмосток и подушек из щебенчатых и песчано-гравийных материалов (рис. 3.17).
Переходные плиты одним концом опираются на выступ шкафной стенки, а другим — на железобетонный лежень. Плиты укладывают с уклоном 1 : 10 в сторону насыпи и закрепляют штырями. Под плитой устраивают подушку из дренирующего материала.
В настоящее время железобетонные балочные мосты по общей их протяженности составляют более ¾ общей протяженности всех автодорожных мостов. По принятой для мостов классификации балочные железобетонные мосты различают:
· по статистической схеме — разрезные, температурно-неразрезные, неразрезные и консольные;
· по расположению уровня проезда —с ездой поверху и понизу;
· по типу несущей конструкции — с плитными (рис. 4.1, а), ребристыми (рис. 4.1, б, в, г), плитно-ребристыми (рис. 4.1, д), коробчатыми (рис. 4.1, е, ж) и сквозными (рис. 4.1, и) пролетными строениями;
· по способу армирования — с ненапрягаемой и предварительно напрягаемой арматурой;
· по способу производства работ — из монолитного, сборно-монолитного и сборного железобетона.