Верхний элемент из трубы; 2 —заполнение из круглой стали;
Рис. 3.10. Схема водоотвода через тротуары:
В зависимости от объема атмосферных вод и условий отвода применяют различные способы водоотвода. Если под мостовым сооружением не находятся никакие конструкции, то применяется неупорядоченный отвод воды через тротуары. Он обеспечивается одинаковым поперечным уклоном ездового полотна и тротуаров (рис. 3.10).
Для предотвращения увлажнения крайних элементов пролетного строения в этом случае в консольных плитах тротуаров устраивают слезники 1.
При невозможности произвольного сброса воды с моста применяется упорядоченный отвод воды в определенных местах через водоотводные трубки (рис. 3.11). Верх водоотводных трубок располагается ниже поверхности, с которой отводится вода, не менее чем на 1 см. С помощью трубок отводится также вода, стекающая по слою гидроизоляции в одежде ездового полотна и тротуаров. Для этого гидроизоляция заводится во внутреннюю поверхность водоотводной трубки и прижимается приемной воронкой. Водоотводные трубки должны иметь внутренний диаметр не менее 150 мм. Расстояния между трубками на ездовом полотне автодорожных и городских мостов вдоль пролета устанавливают в зависимости от продольного уклона ездового полотна. Они должны составлять не более 6 м при продольном уклоне 5%о и 12 м при уклонах от b до 10%о. Число трубок на одном пролете не должно быть меньше трех.
Рис. 3.11. Схема водоотвода через трубки:
При необходимости отвода воды за пределы мостового сооружения используются лотки, устраиваемые вдоль бордюра или барьерного ограждения.
В этом случае необходимо обеспечить железобетонными лотками защиту обочин и откосов насыпи подходов от сосредоточенных водных потоков.
Деформационные швы и сопряжение моста с насыпью.Для обеспечения свободы перемещений смежных торцов пролетных строений при воздействии временных нагрузок и колебаний температуры проезжую часть разделяют поперечными швами, которые называют деформационными. Деформационные швы располагают над промежуточными опорами между торцами соседних пролетных строений и в местах примыкания пролетных строений к шкафным стенкам устоев.
Конструкции деформационных швов должны быть водо- и гря-зенепроницаемыми, работоспособными в данном диапазоне температур.
Конструкция деформационного шва влияет на внешний вид покрытия проезжей части, комфортабельность и безопасность движения по мосту, на срок службы шва.
Деформационные швы по внешнему виду и характеру работы подразделяют на закрытые, заполненные и перекрытые.
В закрытых деформационных швах горизонтальные перемещения торцов пролетных строений обеспечиваются деформациями заполнителя в зазоре между торцами смежных пролетных строений. В этих швах (рис. 3.12) зазор между торцами пролетных строений закрыт обычным покрытием, уложенным над зоной стыка без разрыва. Основу конструкции этого типа составляет петлеобразный компенсатор 7, зааикеренный в выравнивающем слое, и эластичное заполнение 10 петли и 9 зазора в уровне защитного слоя 3 гидроизоляции 4.
Сопротивление образованию трещин в покрытии повышают армированием его сеткой 2 и частичным отделением покрытия от защитного слоя специальными прокладками 5. Последний способ обеспечивает возникновение меньших относительных деформаций в связи с распределением полной деформации на большой длине.
Рис. 3.12. Конструкция деформационного шва закрытого типа
Максимальная амплитуда допускаемых перемещений в швах закрытого типа в случае применения неармированного асфальтобетона составляет 10 мм, в случае армированного—15 мм при t≥ 15°С и 10 мм при t≥ - 25 °С.
К швам заполненного типа относят конструкции с заполнением мастикой (рис. 3.13) или с резиновыми вкладышами-компенсаторами (рис. 3.14). В заполненных деформационных швах покрытие устраивают с зазором, который впоследствии заполняют упругим материалом (см. рис. 3.13). Деформации его обеспечивают перемещения торцов пролетных строений. Надежность работы этих швов зависит от материала заполнения и прочности кромок. При увеличении зазора создаются условия для разрушения кромок цементобетонных покрытий. В связи с этим кромки усиливают (рис. 3.13, в) стальными окаймлениями с надежной их анкеровкой. Перемещения, допускаемые на швы с заполнением мастиками, составляют при асфальтобетонном покрытии 12 мм, при цементобетонном — 18 мм, при цементобетонном с окаймлением — 22 мм.
Рис. 3.13. Деформационные швы с заполнением мастикой:
а — при асфальтобетонном покрытии; б — при цементобетонном покрытии или с устройством бетонного прилива; в — варианты усиления кромки шва
Рис. 3.14. Конструкции деформационных швов с резиновыми омпенсаторами:
а — с одним компенсатором К-8;
Деформационные швы с резиновыми компенсаторами I (рис. 3.14,а) применяют при перемещениях до 30 мм в мостах и путепроводах I—V категорий и в городах. На дорогах I категории и в городах допускается устройство модульных швов с двумя рядами компенсаторов, обеспечивающих перемещения до 100 мм (рис. 3.14, б).
Деформационные швы с резиновыми компенсаторами применяют в районах с минимальной среднесуточной температурой воздуха выше температуры хрупкости резины (t=+5°C).
В перекрытых швах горизонтальные перемещения торцов пролетных строений обеспечиваются изменением положения элемента, перекрывающего зазор, относительно оси шва. Деформационные швы перекрытого типа применяют при перемещениях до 400 мм. Различают следующие их разновидности: с плоским скользящим листом (рис. 3.15, а), со скошенным скользящим листом (рис. 3.16, б), со скошенным «плавающим» скользящим листом (рис. 3.15, в), с консольной гребенчатой плитой (рис. 3.16, а) и со скользящей гребенчатой плитой (рис.3.16, б).
Рис. 3.15. Деформационные швы перекрытого типа:
а—с плоским скользящим листом; б — со скошенным скользящим листом;