русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Диалог как форма поиска истины и способ аргументации


Дата добавления: 2013-12-24; просмотров: 1853; Нарушение авторских прав


Возникновение диалога как совместного поиска истины в ходе беседы и полемики связывают с античной риторикой. От слова диалог (греч.-"вести беседу, спор, полемику") произошел термин "диалектика". Мастер диалога античности Сократ в беседах по нравственным и политическим вопросам учил, как можно совместными усилиями искать истину путем умело поставленных вопросов. Отвечая на них, собеседник высказывал мнение по вопросу. Из него как предположения, выводилось следствие, которое сопоставлялось с фактами и обоснованными истинами. Задача: привести участников в противоречие с ранее высказанными ими мнениями и на этом основании отвергнуть их. Умелая постановка вопросов и анализ ответов помогает находить решение проблемы, искать истину. Сократовский диалог - вопросно-ответный метод поиска истины связан с выведением логических следствий из мнения и со стремлением опровергнуть его с помощью фактов и истин.

На этом основании метод диалога отождествляют с гипотекодедуктивным способом рассуждений. Ответ на вопрос при диалоге часто представляет не категоричное, истинное утверждение, а предположение, мнение, гипотезу, которая нуждается в подтверждении или опровержении. Для этого из нее выводится следствие, которое подлежит проверке. Если обозначить гипотезу через Н, а следствие через Е, то логическую схему рассуждения при диалоге сократовского типа можно представить:

Н → Е____________¬ Е Следовательно, ¬ H

Эта схема - опровергающий (отрицательный) модус условно-категорического умозаключения применяется для опровержения гипотезы на основании ложности полученного из него следствия. Но ценность диалога не вывод следствия из мнений и предположений, и затем проверка соответствия следствий действительности. Диалог - искусство постановки вопросов, что предполагает знание предмета спора и мастерство в последовательности постановки вопросов. Сократ сравнивал процесс ведения диалога с искусством повивальной бабки и называл его маевтикой, т.е. помогающей рождению новой мысли.



Так, гипотетико-дедуктивный метод помогает отсеивать, исключать ошибочные предположения, гипотезы, сужая круг поиска истины. Поиск связан с творчеством, где важную роль играют нелогические факторы (интуиция, воображение, скрытые аналогии).

Диалог, как метод поиска и обоснования новой истины предполагает взаимодействие его участников в этом процессе. Его участниками могут быть не два человека, а группа людей (аудитория) - коллектив слушателей, зрителей, которую в чем-то хотят убедить.

Главное для диалога - не наличие аудитории, а получение ее согласия с выдвигаемой аргументацией. Аргументация предназначена для убеждения аудитории, и получение ее согласия с излагаемыми утверждениями и решениями, с одной стороны, и аргументами или доводами в их защиту и обоснование – с другой, приобретает решающее значение. Согласие определяется составом аудитории, ее подготовленностью, способностью оценить точки зрения и доводы, приводимые для обоснования. При обсуждении специальных вопросов научного и иного общего характера следует ориентироваться на профессионалов

Формы диалогов определяются целью, для которой предназначены:

1. Дидактический диалог - активизация процесса усвоения учебного материала, развитие навыков к самостоятельному поиску решения задач, способствование выработке приемов по оценке мнений, предположений, гипотез, критическому анализу аргументов, которые приводят в их защиту и обоснование. Диалог ориентирован на знания, которыми учащиеся уже располагают, и их естественную способность к логическому мышлению. Дидактический диалог является не столько методом поиска истины, сколько способом аргументации, обоснования известных истин, их лучшего усвоения и закрепления.

2. Поисковый (исследовательский) диалог - открытие научных истин, использование эвристических (поисковых) методов. В эмпирических науках анализ результатов наб-людений, экспериментов; их статистика; выдвижение предположения, гипотезы на основе индуктивных обобщений, рассуждений по аналогии, статистического анализа. Сопоставление мнений, взаимная критика аргументов способствует совместному поиску истины.

3. Диалог в анализе и подготовке решений по вопросам экономической, социальной, технической политики, оценки долгосрочных программ общественного развития. Такая подготовка и оценка проводится экспертами в ходе критического обсуждения достоинств и недостатков вариантов решения. Аргументация выявляет две особенности каждого из вариантов решений: 1) выявляется, насколько решение окажется полезным для достижения цели (стабилизации экономики, улучшения экологической среды обитания); 2) оценивается, насколько вероятно достижение цели при имеющихся возможностях.

Аргументация предшествует принятию решения, а диалог используется для обсуждения и оценки актуальных для общества, коллектива будущих решений или действий.

Аргументация и демонстрация разграничены. С формальной точки зрения демонстрация (доказательство) также служит рациональным, убедительным средством, но его применение абстрагируется от реальных трудностей познавательной, практической дея-тельности. Демонстрация исключает совместный поиск истины, происходя в режиме монолога. Формализованное доказательство может осуществить компьютер. Но для поис-ка доказательства необходим труд математика. Он пользуется правдоподобными рассуждениями, опирается на интуицию, воображение, наглядные представления, аналогии.

Отличие аргументации от демонстрации (доказательства): 1) применяет для обоснования утверждений неформальные способы рассуждений, заключения которых не дос-товерно истинны, а правдоподобны; 2) поиск и обоснование истины происходит при аргументации в режиме диалога в форме спора, дискуссии, полемики.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правила и ошибки в аргументации. | Правила и ошибки по отношению к тезису


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.004 сек.