Возникновение диалога как совместного поиска истины в ходе беседы и полемики связывают с античной риторикой. От слова диалог (греч.-"вести беседу, спор, полемику") произошел термин "диалектика". Мастер диалога античности Сократ в беседах по нравственным и политическим вопросам учил, как можно совместными усилиями искать истину путем умело поставленных вопросов. Отвечая на них, собеседник высказывал мнение по вопросу. Из него как предположения, выводилось следствие, которое сопоставлялось с фактами и обоснованными истинами. Задача: привести участников в противоречие с ранее высказанными ими мнениями и на этом основании отвергнуть их. Умелая постановка вопросов и анализ ответов помогает находить решение проблемы, искать истину. Сократовский диалог - вопросно-ответный метод поиска истины связан с выведением логических следствий из мнения и со стремлением опровергнуть его с помощью фактов и истин.
На этом основании метод диалога отождествляют с гипотекодедуктивным способом рассуждений. Ответ на вопрос при диалоге часто представляет не категоричное, истинное утверждение, а предположение, мнение, гипотезу, которая нуждается в подтверждении или опровержении. Для этого из нее выводится следствие, которое подлежит проверке. Если обозначить гипотезу через Н, а следствие через Е, то логическую схему рассуждения при диалоге сократовского типа можно представить:
Н → Е____________¬ Е Следовательно, ¬ H
Эта схема - опровергающий (отрицательный) модус условно-категорического умозаключения применяется для опровержения гипотезы на основании ложности полученного из него следствия. Но ценность диалога не вывод следствия из мнений и предположений, и затем проверка соответствия следствий действительности. Диалог - искусство постановки вопросов, что предполагает знание предмета спора и мастерство в последовательности постановки вопросов. Сократ сравнивал процесс ведения диалога с искусством повивальной бабки и называл его маевтикой, т.е. помогающей рождению новой мысли.
Так, гипотетико-дедуктивный метод помогает отсеивать, исключать ошибочные предположения, гипотезы, сужая круг поиска истины. Поиск связан с творчеством, где важную роль играют нелогические факторы (интуиция, воображение, скрытые аналогии).
Диалог, как метод поиска и обоснования новой истины предполагает взаимодействие его участников в этом процессе. Его участниками могут быть не два человека, а группа людей (аудитория) - коллектив слушателей, зрителей, которую в чем-то хотят убедить.
Главное для диалога - не наличие аудитории, а получение ее согласия с выдвигаемой аргументацией. Аргументация предназначена для убеждения аудитории, и получение ее согласия с излагаемыми утверждениями и решениями, с одной стороны, и аргументами или доводами в их защиту и обоснование – с другой, приобретает решающее значение. Согласие определяется составом аудитории, ее подготовленностью, способностью оценить точки зрения и доводы, приводимые для обоснования. При обсуждении специальных вопросов научного и иного общего характера следует ориентироваться на профессионалов
Формы диалогов определяются целью, для которой предназначены:
1. Дидактический диалог - активизация процесса усвоения учебного материала, развитие навыков к самостоятельному поиску решения задач, способствование выработке приемов по оценке мнений, предположений, гипотез, критическому анализу аргументов, которые приводят в их защиту и обоснование. Диалог ориентирован на знания, которыми учащиеся уже располагают, и их естественную способность к логическому мышлению. Дидактический диалог является не столько методом поиска истины, сколько способом аргументации, обоснования известных истин, их лучшего усвоения и закрепления.
2. Поисковый (исследовательский) диалог - открытие научных истин, использование эвристических (поисковых) методов. В эмпирических науках анализ результатов наб-людений, экспериментов; их статистика; выдвижение предположения, гипотезы на основе индуктивных обобщений, рассуждений по аналогии, статистического анализа. Сопоставление мнений, взаимная критика аргументов способствует совместному поиску истины.
3. Диалог в анализе и подготовке решений по вопросам экономической, социальной, технической политики, оценки долгосрочных программ общественного развития. Такая подготовка и оценка проводится экспертами в ходе критического обсуждения достоинств и недостатков вариантов решения. Аргументация выявляет две особенности каждого из вариантов решений: 1) выявляется, насколько решение окажется полезным для достижения цели (стабилизации экономики, улучшения экологической среды обитания); 2) оценивается, насколько вероятно достижение цели при имеющихся возможностях.
Аргументация предшествует принятию решения, а диалог используется для обсуждения и оценки актуальных для общества, коллектива будущих решений или действий.
Аргументация и демонстрация разграничены. С формальной точки зрения демонстрация (доказательство) также служит рациональным, убедительным средством, но его применение абстрагируется от реальных трудностей познавательной, практической дея-тельности. Демонстрация исключает совместный поиск истины, происходя в режиме монолога. Формализованное доказательство может осуществить компьютер. Но для поис-ка доказательства необходим труд математика. Он пользуется правдоподобными рассуждениями, опирается на интуицию, воображение, наглядные представления, аналогии.
Отличие аргументации от демонстрации (доказательства): 1) применяет для обоснования утверждений неформальные способы рассуждений, заключения которых не дос-товерно истинны, а правдоподобны; 2) поиск и обоснование истины происходит при аргументации в режиме диалога в форме спора, дискуссии, полемики.