Развитие эмпирической социологии и накопление больших объемов готового материала
Традиция обращения к опыту прошлого и критическое отношение к другим работам, свойственная науке
Об истории вторичного анализа
Он был разработан в США в середине XX века. Официальной датой считается 1957 год, когда Фонд Форда выделил деньги на создание «Общего архива в Вильямстоне». Основная идея заключалась в организации систематизированного хранения, оформления, поиска и обработки данных социологических исследований. Далее, в 60-е годы, метод стал развиваться и приобретать всё больше сторонников и со временем перерос в настоящее движение в науке,пропагандируя использование информационных технологий, внимательного отно
В СССР первое упоминание о вторичном анализе фигурирует в работах Шляпентоха и Масловой 1970-х годов. Однако первый крупный архив социологических данных создается намного позже, лишь в 2000 году. То есть можно видеть, что и в мире его можно считать относительно молодым методом, а в России он находится на стадии своего развития и может оказаться довольно перспективным направлением.
Необходимо выделить предпосылки появления вторичного анализа, а также причины его развития:
2. неисчерпаемость информации социологических данных и возможностей ее преобразования – сравнения, типологизации и т.п.
В литературе существуют некоторые терминологические противоречия. В отечественных источниках можно встретить такие понятия как: «вторичный анализ», «вторичное исследование», «анализ вторичных данных». Надо понимать, чем эти термины отличаются. Для начала необходимо разделить понятия исследование и анализ.
Анализ – это одна из составных частей исследования. Поэтому вторичным анализом принято называть преобразование первичных данных во вторичную информацию. А вторичным исследованием – исследование с применением вторичного анализа, включающее в себя постановку проблемы, выбор объекта, поиск данных, обработку данных и формулирование выводов.
Применение вторичного анализа:
1. Сопоставление результатов различных исследований, посвященных одному предмету изучения.Например, если стоит задача изучить проблему соотношения ценностей, которые воспитывает современная школа, то объектом для исследования могут быть как школьники, так и их родители или школьные учителя. Но перечень и число ценностей должен быть идентичным.
2. Объединение данных, полученных на разных общностях, для выделения типологий.Например существует множество исследований, посвященных актуальным проблемам в разных странах или регионах. Они проводятся по одинаковой схеме, но в разных общностях получаются разные результаты. Разные данные могут послужить основой для типологии общностей или проявлений тех или иных явлений. International Social Survey Program проводит подобные исследования.
3. Проведение исследований для выяснения изменений, происходящих со временем.Вторичный анализ данных лонгитьюдных проектов, например в архиве ЕАэсд находятся данные Исследования капитала времени сельского населения СССР и России.
4. Проведение методических исследований.Например, изучение отношение к проблеме религии в советской и российской социологии. Анализ того, в каких исторических обстоятельствах социологи начали обращать внимание на отношение респондентов к религии и как модифицировалось отношение к значимости этого вопроса со временем.
5. Использование в качестве источника для распределения признаков совокупности при расчете выборки при проведении первичных исследований.Например, можно копировать выборку исследований для своей работы. Или посмотреть распределение выборочной совокупности по важному для нас критерию и на основе этого распределения построить свою репрезентативную выборку с сохранением соотношения по когортам и подгруппам.