Стандартизация и унификация внешнеторговых документов
В связи с огромным ростом документооборота в международной практике
широкое распространение получили унифицированные формы внешнеторговых документов. Стандартизация в этой сфере не только облегчает всю процедуру осуществления внешнеторговых операций, но и позволяет использовать системы автоматической обработки данных и методов передачи информации.
В рамках ЕЭК ООН был разработан образец — исходная схема бланка ЕЭК,
который был взят за основу для разработки стандартных документов. На основе этой схемы впоследствии были разработаны стандартные формы следующих внешнеторговых документов: отгрузочной спецификации, комплектовочной ведомости, упаковочного листа, сертификата качества, счета, сертификата о происхождении товара, консульской фактуры; поручения на отгрузку товара, коносамента, авианакладной, заявления на страхование, страхового полиса.
На основе рекомендаций ЕЭК многие страны и международные организации
разработали национальные варианты стандартизированных документов по методу ЕЭК. Так, первой международной организацией, которая приняла рекомендации ЕЭК по составлению внешнеторговых документов, основанных на исходной схеме бланка, была Международная палата по судоходству, которой были разработаны стандартные образцы коносаментов.
Международные требования к документообороту носят общий характер, обязательными они становятся после введения национальных стандартов отдельных стран, в которых детализируются и конкретизируются требования к отдельным видам документов. Свой вклад в эту работу вносят как национальные органы по стандартизации, так и фирмы и организации—участники международной торговли. Работа эта проводится все последние годы и дает положительные результаты.
Сегодняшняя лекция будет посвящена двум важным темам. Первая – вторичный анализ как социологический метод. Вторая – социологические данные и архивы данных.
В данной лекции даются лишь основные сведения о вторичном анализе и социологических архивах. Более подробно освоить с эту область знания можно при посещении Спецкурса по выбору «Архивы социологических данных: возможности вторичного анализа». Курс читает доц. кафедры прикладной и отраслевой социологии Яшина Мария Николаевна. Запись производится в начале 2 семестра на кафедре. Рекомендуетсяпосетить этот курс студентам 2 и 3 курса, которые планируют использовать его в работе над дипломным проектом или для исследовательских целей.
Вступление:
Вторичный анализ – это сокращенное, профессиональное, жаргонное название. Развернутое название – «вторичный анализ данных социологических исследований». Тем самым мы видим, что исследователи используют професссиональные результаты продуманных, грамотно сконструированных исследований.
Этот метод немного отличается от стандартных социологических методов и чтобы понять его основное отличие, давайте немного отвлечемся.
Давайте представим, что мы с вами проводим исследование и нам необходимо узнать средний заработок трудового мигранта из средней Азии в Санкт-Петербурге. Скажите, пожалуйста, кого мы должны опрашивать, чтобы получить данную информацию? Правильный ответ – работодателей или самих мигрантов.
А теперь представьте, что нам необходимо сопоставить их доход со среднестатистическим доходом жителей Петербурга. Кого мы будем опрашивать для того, чтобы узнать ответ на этот вопрос? Правильный ответ – никого опрашивать не нужно, можно воспользоваться данными статистики.
Итак, в первом случае, с мигрантами, мы не можем воспользоваться статистикой, так как ее просто нет. Во втором случае – есть официальная статистика, и мы будем работать с ней, так как это гораздо удобнее, экономичнее, чем проводить новое отдельное исследование.
Тем самым мы видим, что источником социологической информации может являться не только человек/респондент, группа или документ, а данные (статистические или данные социологических исследований). Но статистические данные обычно касаются очень общих вещей, поэтому очень сложно построить социологическое исследование по конкретной теме исключительно на статистике. Нужны более точечные, тонкие показатели, которыми наполнены уже выполненные социологические исследования, данные которых можно использовать.
Давайте представим себе схему стандартного социологического исследования. В самом упрощенном виде она выглядит так. Во-первых, гипотеза, научное предположение, требующее доказательства и подтверждения на практике. Во-вторых, объект исследования, та часть реального мира, которую исследователь непосредственно изучает. В-третьих, данные – то есть, информация о реальных объектах, переведенная в символическую форму научного языка. И, в-четвертых, результаты исследования, представленные в виде описания, сформулированной закономерности или связи разных явлений.
Дальше возникает вопрос: Объект существует независимо от нас и от исследователя, на то он и объект, например студенты, жители Санкт-Петербурга, многодетные матери или трудовые мигранты. Любой, при определенных условиях, может провести самостоятельное изучение этого объекта, если, конечно, захочет. То же самое можно сказать о результатах исследования, каждый имеет возможность получить к ним доступ через специализированные издания: конференции, доклады, книги или Интернет. Получается, что и объект исследования, и результаты его изучения имеют материальную форму и открыты для общества. В этом заключается основной принцип науки: есть возможность изучать все, что объективно существует и критически воспринимать опыт других исследований. Это и движет науку. Однако, что касается данных исследования, то они воспринимаются как промежуточный этап, ступень, между процессом сбора информации и формулировкой результата исследования. Они теряют свою важность и расцениваются как некое сырье для производства научного открытия. Такая позиция является, по меньшей мере, расточительной, а скорее всего, откровенно ошибочной.
Ведь данные – это тот же объект, только переведенный в символическую форму, переведенный на научный язык. Хорошие данные ничем не менее объективны, чем сам объект.Именно поэтому был разработан специальный метод, который позволяет получать научную информацию из данных социологических исследований.
Давайте послушаем определения Вторичного анализа,
Определение Алхасова предлагаю записать: «Под вторичным анализом в социологии понимают стратегию и метод социологического исследования, когда анализу подвергаются существующие социологические данные для получения знаний в соответствии с новыми целями и задачами, не стоявшими при сборе этих данных. В отличие от базового исследования ВА не имеет этапов разработки вопросников, пилотажа, полевого опроса и сборов документов опроса».
Мы видим два ключевых аспекта: Существующие уже данные и новые цели и задачи. Теперь обратите внимание на краткое и лаконичное определение Сычевой,
«Вторичный анализ – освоение результатов завершенных или ранее проведенных исследований» Здесь мы видим более потребительское, более современное отношение к данным – «освоение». Данные становятся ресурсом, ценным ресурсом, который надо осваивать.
Послушайте, как определяет вторичный анализ один из классиков этого метода американец Хьюмен: «Главную задачу вторичного анализа он видит в изучении «случаев» (кейсов), он предлагает не разделять исследуемые элементы на общие и особенные факты, а учитывать и то и другое, проявляемое в отдельном «случае», так как для вторичного анализа важными являются любые мелочи. Также он рассматривает такие понятия как «старое» и «новое» в анализируемой информации. Причем «старое» необязательно совпадает с первичным исследованием, а «новое» - с вторичным. Речь идет, скорее, просто о временной последовательности поступления информации в каждом отдельном случае. Сочетание различных элементов информации создает большое разнообразие вариантов ее соединения в исследовании и даже возможность некоторого упорядочения этого разнообразия». Хьюмен делает акцент на сложном процессе анализа данных и построении нового исследовании на вторичных данных. Это очень важное наблюдение.
И в конце рабочее определение, сформулированное Татаровой: «Вторичный анализ – решение новых задач на базе «старых», вторичных данных»