Принцип ведущего звена предполагает определение главного, приоритетного направления деятельности организации в конкретное время в конкретном месте. Иногда очень важно отбросить частности, чтобы понять общий ход событий.
Реализации принципа выделения ведущего звена предшествует ранжирование факторов, влияющих на состояние системы, постановка целей и установление способов их достижения. При этом всегда выделяется основное ведущее звено посредством методов факторного анализа и структуризации проблемы.
Организационная структура определяет распределение ответственности и полномочий внутри организации (системы).
Как правило, она отображается в виде органиграммы – графической схемы, элементами которой являются иерархически упорядоченные организационные единицы (подразделения, должностные позиции).
Организационная структура – документ, устанавливающий количественный и качественный состав подразделений предприятия и
схематически отражающий порядок их взаимодействия между собой.
Структура системы устанавливается исходя из объёма и содержания задач, направленности и интенсивности, сложившихся на предприятии, информационных и документационных потоков, и с учётом его организационных и материальных возможностей.
Типологии организационных структур Критерием наиболее популярной типологии организационных структур является распределение ответственности (способ группирования ответственности).
иерархическая;
линейная;
линейно-штабная;
функциональная;
упрощённая матричная;
сбалансированная матричная;
усиленная матричная;
проектная;
процессная;
дивизиональная.
Нередко организационную структуру подстраивают под процесс производства продуктов или услуг в зависимости от типа производства и вида производства.
Предложенная Генри Минцбергом типология базируется на выделении шести основных структурных элементов организации:
операционное ядро организации – осуществляет основные процессы по созданию ценности для конечного потребителя;
стратегическая вершина – руководство организации, осуществляющее формирование миссии, стратегических целей и стратегии
деятельности организации;
средняя линия – промежуточное звено между руководством и операционным ядром;
техноструктура – объединяет аналитиков и специалистов,
организующих и поддерживающих информационные потоки, формально организующих взаимодействие подразделений и контроль за их деятельностью;
вспомогательный персонал – службы, обеспечивающие функционирование остальных элементов организации;
идеология – атмосфера организации, связанная с её традициями.
На основании этого выделяется 6 типов сверхструктур:
простая структура – основной частью выступает стратегическая вершина и организация стремится к централизации;
машинная бюрократия – во главе управления стоит техноструктура с доминирующим стремлением к стандартизации;
профессиональная бюрократия – власть принадлежит операционному ядру, наиболее ценным качеством выступает профессионализм;
дивизиональная форма – главную роль играет средняя линия за счет увеличения роли среднего звена
адхократия – основной частью является вспомогательный персонал, стремящийся к сотрудничеству с внешними организациями
миссионерская форма – ценности и идеология ставятся во главу управления организацией.
Рис. 5. Пример организационной структуры предприятия