Системы информационной поддержки управления (роль и принципы организации)
Информационная система управления - это набор, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность и единство, элементов для сбора, обработки и хранения и предоставления информации о деятельности предприятия.
Основные компоненты:
Программное обеспечение;
Технические средства;
Обслуживающий персонал
Информационная система (ИС) представляет собой совокупность коммуникационных средств по сбору, хранению, передаче, переработке информации об объекте. Внедрение информационных систем производится с целью повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятий и фирм за счет:
обработки и хранения рутинной информации;
автоматизации конторских (офисных) работ;
применения принципиально новых методов управления, основанных на моделировании действий специалистов фирмы при
принятии решений (методов искусственного интеллекта, экспертных систем и т. д.);
использования современных средств телекоммуникаций (электронной почты, телеконференций), глобальных и локальных
вычислительных сетей и т.д.
Экономическая информационная система (ЭИС) имеет дело, прежде всего, с экономической информацией.
В настоящее время выделяют следующие принципы построения и функционирования информационных систем:
1. Принцип соответствия – ИС должна обеспечивать функционирование объекта с заданной эффективностью, критерий
эффективности должен быть количественным.
2. Принцип экономичности – затраты на обработку информации в ИС должны быть меньше экономического выигрыша на объекте при использовании этой информации.
3. Принцип регламентации – большая часть информации в ИС должна поступать и обрабатываться со строгой периодичностью, по расписанию.
4. Принцип самоконтроля – работа ИС должна быть ориентирована на непрерывное обнаружение ошибок в данных и процессах их обработки.
5. Принцип интеграции – должен производиться однократный ввод информации в ЭИС и ее многократное, многоцелевое использование.
6. Принцип адекватности – способность ИС изменять свою структуру и закон поведения для достижения оптимального результата при изменяющихся внешних условиях.
Основу разработки любой ИС составляют методологии, технологии и инструментальные средства проектирования (CASE-средства).
Пользователями технологий являются субъекты, находящиеся на различных уровнях иерархии управления, которые определяют специфику технологий и процедур.
TPS-технологии – (Transactions Processing Systems), например, системы ведения бухгалтерского учета;
MIS-технологии – (Management Information Systems) управленческие информационные системы, например, Project Expert;
DSS-технологии – (Decision Support Systems) технологии аналитической обработки данных, например, «Финаналис»;
ESS-технологии – (Executive Support Systems) технологии интеллектуальной обработки данных.