Определение. Жизненный цикл системы – это множество ее закономерных изменений во времени (фаз) от момента возникновения (появления) системы до момента ее исчезновения (ухода).
Несмотря на наличие множества фаз, сущность жизненного цикла системы выражается тремя основными фазами:
– развитие, подготовка к определенному виду существования (деятельности) системы;
– деятельность системы;
– деградация, сокращение деятельности с последующей ликвидацией системы либо воспроизведение системы, новое развитие для другой деятельности.
Пример: на рис.1.1 представлены основные фазы реализации некоторого экономического проекта.
Рис. 1.1. Диаграмма жизненного цикла экономического проекта
Системна среда, окружающая человека. Свойство системности является естественным свойством природы. Окружающий нас мир есть бесконечная система систем, иерархическая организация все более сложных объектов. Системно человеческое общество, что выражается во взаимосвязи развития отдельных структур (национальных, государственных, религиозных образований) и в их взаимном влиянии друг на друга. Причем уровень системности человеческого общества постоянно увеличивается.
Системность является настолько присущим и всеобщим свойством материи, что его можно назвать формой существования материи. Известные формы существования материи – время, пространство, движение, структурированность – представляют собой частные проявления, аспекты системности мира. Мир – бесконечная иерархическая система систем.
Любую экономическую систему (от мировой экономики до отдельного предприятия) можно рассматривать как образование, состоящее из трех подсистем или, как принято еще называть, систем второго порядка – производственной, финансовой и обеспечивающей (рис. 1.3). Система производства является первичной, или базовой, а финансовая и обеспечивающая системы, возникающие для удобства функционирования производственной системы – вторичными. Они должны обеспечить гибкость
и оперативность производственной системы и являются ее надстройкой.
Рис. 1.3. Система «Предприятие»
Если упразднить финансовую надстройку, производственная система будет функционировать как натуральная. Тогда рост производительности труда будет обеспечивать большие объемы производства продукции. Для образовавшихся «излишков» потребуется найти новых потребителей, а новые потребители, в свою очередь, должны иметь излишки других ценностей,
которые могут быть полезными производителям первичной продукции. Нетрудно представить, что в таких условиях процесс развития производства будет очень сложным и медленным.
Замена товаров денежным эквивалентом упрощает процессы обращения, позволяет накапливать денежные сбережения и без труда превращать их в любые другие ценности: будь то ресурсы производства
1.13. Системность в практической деятельности человека
Системны взаимодействия человека со средой. Поэтому необходим комплексный учет всех особенностей и возможных воздействий факторов внешней среды на ее состояние в последующие моменты. При игнорировании ряда факторов, наблюдается возникновение проблемы во взаимодействии с природой, негативное воздействие на хозяйственную и
культурную деятельность человека.
Примеры: вырубка лесов вдоль русла реки приводит к обмелению, потери водных ресурсов, что сказывается на аграрной и др. видах деятельности. Классический пример: разведение кроликов на австралийском континенте.
Человеческая практика системна:
- всякое наше осознанное действие преследует цель;
- во всяком действии легко увидеть его составные части или более мелкие действия. Эти составные части должны выполняться не в произвольном порядке, а в определенной последовательности.
Это есть определенная, подчиненная цели взаимосвязанность составных частей, которая и является признаком системности.
Другое название для такого построения деятельности – алгоритмичностъ (заданная последовательность операций и процессов,
приводящая к искомому результату). Причем:
• всякая деятельность алгоритмична;
• не всегда алгоритм реальной деятельности существует в явном виде;
• в случае неудовлетворенности результатом причину неудачи следует искать в несовершенстве алгоритма.
В своем развитии человечество преодолело три масштабных организационно-технологических рубежа системности практической
деятельности, определивших скачкообразный рост производительности труда:
- механизацию,
- автоматизацию,
- кибернетизацию,
- в настоящее время происходит процесс «интеллектуализации труда».
Каждый очередной организационно-технологический этап системности человеческой деятельности не отрицает предыдущего, а наоборот – «поглощает» его, сохраняя все лучшее, и развивается дальше вместе с ним
(рис. 1.1).
Рис. 1.1. Системность человеческой деятельности
1.14. Системность познавательных процессов
Процесс познания системен и знания, добытые человечеством, также системны. Особенность познания заключается в наличии аналитического и синтетического образов мышления.
Суть анализа состоит в разделении целого на части, в представлении сложного в виде совокупности более простых компонент. Но чтобы познать целое, сложное, необходим и обратный процесс – синтез.
Аналитичность человеческого знания находит свое отражение в существовании различных наук, в продолжающейся их дифференциации, во все более глубоком изучении все более узких вопросов.
Форма синтетических знаний реализуется в виде наук о самых общих свойствах природы. Философия выявляет и отображает все (любые) общие свойства всех форм материи; математика изучает некоторые, но также
всеобщие, отношения.
Синтез проявляется в возникновении междисциплинарных наук, таких как физическая химия, биофизика, биохимия и т. п. К синтетическим можно отнести также и системные науки: кибернетику, теорию систем, теорию организации и т. п. В этих дисциплинах органическим образом соединяются технические, естественнонаучные и гуманитарные знания.
Мышление человека системно по своей природе, но кто-то преуспевает в понимании системных взаимосвязей больше, кто-то меньше. Вообще говоря, развитие системного мышления не имеет границ. Это – бесконечный процесс, который сопровождает познавательную деятельность человека, ибо окружающий мир бесконечен вовне и внутрь.
Таким образом, системное исследование всегда сочетает два направления:
- исследуются элементы системы и взаимоотношения между ними (уровень детализации системы определяется исходя из специфики исследования),
- исследуется взаимодействие элементов между собой и системы с внешней средой в рамках имеющих место отношений и порождаемые в результате этого взаимодействия свойства системы. В разные исторические эпохи системность имела различный характер. В Древней Греции преобладало нерасчлененное знание. Природа рассматривалась как единое целое, всеобщая связь явлений не доказывалась в подробностях, а принималась как результат непосредственного созерцания. Метафизическому способу мышления характерно преобладание анализа. Разложение природы на отдельные части, разделение различных процессов и предметов на определенные классы, исследование внутреннего строения органических тел, привело к исполинским успехам в области познания природы.
Новый, более высокий уровень системности познания – диа-лектический способ мышления. Кант писал, что «системы знаний
кажутся, подобно червям, возникающим путем самозарождения из простого скопления собранных вместе понятий, сначала в изуродованной, но с течением времени в совершенно развитой форме». Исследование процессов соотношения познания и реальности привело Гегеля к окончатель-ному формированию диалектики. Диалектику следует рассматривать как методологию согласования системности мышления с системностью природы. Это согласование в настоящее время ведется в двух направлениях:
• идеалистическом – за начальную точку принято сознание;
• материалистическом – за начальную точку принята материя.
Тем не менее, большинство исследователей убеждены, что истину следует искать на пересечении этих двух направлений. Истина состоит не только в том, что бытие определяет сознание, но и в том, что сознание определяет бытие. Интеграция этих направлений – задача следующего, более высокого уровня развития системности познания.