Тема 2. Методология системных исследований в экономике
Наблюдатель как системный фактор
В целом методика и результаты системного анализа зависят от того, с каких позиций и кем проводится исследование. Особенности восприятия человеком реальности и его когнитивной деятельности обуславливают необходимость рассмотрения наблюдателя в качестве значимого фактора, влияющего на результаты исследования. От этих факторов, впрочем, зависит
и траектория движения экономических систем. Таким образом, именно человек способен увидеть признаки системности в окружающем мире, выявить состав, структуру и предназначение объектов окружающего мира. Поэтому мы называем системами те объекты окружающего мира, системность которых уже выявлена мозгом человека. При этом в познании реальности человек-наблюдатель исходит из того, что мир системен, и стремимся к тому, чтобы понять систему и описать ее.
1.16. Классификация систем
Одна из известных эмпирических классификаций предложена Ст.Биром. В её основе лежит сочетание степени детерминированности системы и уровня её сложности:
Любая система имеет свои границы и основное предназначение. При системном исследовании необходимо понять какую часть окружающего мира, совокупность его конкретных объектов и субъектов, имеет смысл рассматривать как единое целое с точки зрения поставленной цели исследования. Первой и наиболее существенной сложностью является выявление самой системы в границах из огромного числа связей элементов определить наиболее существенные, подлежащие изучению (абстрагирование).
Изучаются внешние характеристики системы. Формулируются цели, а также выявляются ограничения ее функционирования, т.е. условия, при которых она не сможет существовать как система и разрушится. Выделяются системные признаки элементов.
Для открытых систем изучаются внешняя среда, характер взаимного влияния с окружением. Для изучения взаимовлияния экономической системы и ее внешней среды последнюю целесообразно структурировать, выделив макроокружение и непосредственное окружение (SWOT-анализ).
В структуре ЭС следует выделять неодушевленные и одушевленные элементы. Первые можно без принципиальных преград организовать так, чтобы их совокупность соответствовала предназначению системы. Поэтому можно считать, что эти элементы имеют общую цель, которая и определяет их настоящий состав, структуру и отношения между ними. Индивидов следует обособить как элементы, способные ставить собственные цели и благодаря мыслительной и иной деятельности целенаправленно двигаться к ним. В связи с этим следует рассматривать во взаимосвязи два аспекта организации экономической системы.