- Управленческий персонал;
- Мораль и квалификация сотрудников;
- Совокупность выплат работникам в сравнении с аналогичным показателем у конкурентов и в среднем по отрасли;
- Кадровая политика;
- Использование стимулов для мотивирования выполненной работы;
- Возможность контролировать циклы найма рабочей силы;
- Текучесть кадров и прогулы;
- Особая квалификация сотрудников;
- Опыт
- Какой стиль управления использует высшее руководство;
- Что является доминантой в системе ценностей высшего руководства;
- как долго высшие руководители находятся на своих позициях и как долго они собираются оставаться в организации;
- Насколько квалификация менеджеров среднего уровня позволяет им справляться с вопросами планирования и контроля, относящимися к календарному графику действий, снижению издержек и повышению качества;
- Соответствует ли квалификация персонала организации ее текущим и будущим задачам;
- Каково в общем расположение работников и каковы мотивы их работы в организации;
- Какова политика оплаты труда в организации по сравнению с другими организациями аналогичного профиля
Организация управления
- Организационная структура;
- Престиж и имидж фирмы;
- Организация системы коммуникаций;
- Общая для всей организации система контроля (эффективность и использование);
- Организационный климат, культура;
- Использование систематизированных процедур и техники в процессе принятия решений;
- Квалификация, способности и интересы высшего руководства;
- Система стратегического планирования;
- Внутриорганизационная синергия (для многоотраслевых фирм)
- Четко ли распределены в организации права и обязанности;
- Существует ли в организации практика снижения управленческих издержек;
- Эффективно ли взаимодействие различных структурных подразделений в процессе достижения целей организации
Производство
- Стоимость сырья и его доступность, отношения с поставщиками;
- Система контроля запасов, оборот запасов;
- Местонахождение производственных помещений, расположение и использование мощностей;
- Экономия от масштаба производства;
- Техническая эффективность мощностей и их загруженность;
- Использование системы субконтрактирования;
- Степень вертикальной интеграции, чистая продукция и прибыль;
- Отдача от использования оборудования;
- Контроль за процессом изготовления продукта;
- проектирование, составление графика работы;
- Закупка;
- Контроль качества;
- Сравнительная по отношению к конкурентам и средней по отрасли величина издержек;
- Исследования и разработки, инновации;
- Патенты, торговые марки и аналогичные правовые формы защиты товара
- Соответствуют ли производственные мощности конкурентным требованиям сегодняшнего дня, являются ли они самыми современными или же они уже морально устарели;
- Насколько эффективно используются производственные мощности, есть ли недозагрузка и существуют ли возможности для расширения производственной базы;
- Какова отдача от исследований и разработок;
- Приводят ли НИР к созданию принципиально новых продуктов
Маркетинг
- Продукты (услуги), производимые фирмой;
- Сбор необходимой информации о рынке;
- Доля рынка;
- Номенклатура товаров (услуг) и потенциал расширения;
- Жизненный цикл основных продуктов;
- Каналы распределения: число, охват и контроль;
- Организация сбыта: знание потребностей покупателя;
- Имидж, репутация и качество товара (услуги);
- Продвижение товаров на рынке и их реклама;
- Ценовая политика;
- Процедуры установления обратной связи с рынком;
- Развитие новых продуктов, услуг и рынков;
- Послепродажное обслуживание и отслеживание проданного товара;
- Отношение к марке
- Что является сильными и слабыми сторонами продукта организации: дизайн, качество, доставка, гарантии;
- Какова ценовая политика организации, является ли она ценовым лидером или ценовым последователем;
- Какую долю рынка и насколько твердо удерживает организация, каковы тенденции в изменении ее доли рынка;
- Имеются ли возможности для выхода на рынок с новыми продуктами и для освоения новых рынков;
- Обеспечивают ли организацию проводимые ею исследования рынка необходимой информацией, позволяющей ей ориентировать свою деятельность на запросы покупателей
Финансы и учет
- Возможность привлечения краткосрочного капитала;
- Возможность привлечения долгосрочного капитала;
- Стоимость капитала по сравнению со средней отраслевой и стоимостью капитала у конкурентов;
- Отношение к налогам;
- Отношение к хозяевам, инвесторам, акционерам;
- Возможность использования альтернативных финансовых стратегий;
- "Рабочий" капитал: гибкость структуры капитала;
- Эффективный контроль за издержками, возможность снижения издержек;
- Система учета издержек, составление бюджета и планирования прибыли
- Каковы тенденции в изменении финансовых показателей деятельности организации;
- Какой процент прибыли обеспечивается отдельными подразделениями;
- Достаточно ли осуществляется капитальных затрат для того, чтобы обеспечить будущие производственные потребности;
- Относятся ли финансовые институты с должным уважением к руководству организации;
- Обеспечивает ли менеджмент агрессивную и базирующуюся на глубоких знаниях налоговую политику
4. Анализ среды в стратегическом управлении направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, и сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Именно для решения этой задачи и разработаны определенные методы анализа среды, которые используются в стратегическом управлении.
Применяемый для анализа среды метод СВОТ (англ. SWOT) – сила (strength), слабость (weakness), возможности (opportunities) и угрозы (threats) – является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод СВОТ, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями. Методология СВОТ предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.
Набор характеристик, заключение по которым должно позволить составить список слабых и сильных сторон организации, а также следующий список угроз и возможностей для нее, заключенных во внешней среде:
Сильные стороны:
- выдающаяся компетентность;
- адекватные финансовые ресурсы;
- высокая квалификация;
- хорошая репутация у покупателей;
- известный лидер рынка;
- изобретательный стратег в функциональных сферах деятельности организации;
- возможность получения экономии от роста объема производства;
- защищенность (хотя бы где-то) от сильного конкурентного давления;
- подходящая технология;
- преимущества в области издержек;
- преимущества в области конкуренции;
- наличие инновационных способностей и возможности их реализации;
- проверенный временем менеджмент.
Слабые стороны:
- нет ясных стратегических направлений;
- ухудшающаяся конкурентная позиция;
- устаревшее оборудование;
- более низкая прибыльность потому, что…;
- недостаток управленческого таланта и глубины владения проблемами;
- отсутствие некоторых типов ключевой квалификации и компетентности;
- плохое отслеживание процесса выполнения стратегии;
- мучение с внутренними производственными проблемами;
- уязвимость по отношению к конкурентному давлению;
- отставание в области исследований и разработок;
- очень узкая производственная линия;
- слабое представление о рынке;
- конкурентные недостатки;
- ниже среднего маркетинговые способности;
- неспособность финансировать необходимые изменения в стратегии.
Возможности:
- выход на новые рынки или сегменты рынка;
- расширение производственной линии;
- увеличение разнообразия во взаимосвязанных продуктах;
- добавление сопутствующих продуктов;
- вертикальная интеграция;
- возможность перейти в группу с лучшей стратегией;
- самодовольство среди конкурирующих фирм;
- ускорение роста рынка.
Угрозы:
- возможность появления новых конкурентов;
- рост продаж замещающего продукта;
- замедление роста рынка;
- неблагоприятная политика правительства;
- возрастающее конкурентное давление;
- рецессия и затухание делового цикла;
- возрастание силы торга у покупателей и поставщиков;
- изменение потребностей и вкуса покупателей;
- неблагоприятные демографические изменения.
Организация может дополнить каждую из четырех частей списка теми характеристиками внешней и внутренней среды, которые отражают конкретную ситуацию, в которой она находится.
После того как конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей составлен, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица СВОТ, которая имеет следующий вид (рис. 1).
Слева выделяется два блока (сильные стороны, слабые стороны), в которых соответственно выписываются все выявленные на первом этапе анализа стороны организации. В верхней части матрицы также выделяется два блока (возможности и угрозы), в которые вписываются все выявленные возможности и угрозы. На пересечении блоков образуется четыре поля: СИВ (сила и возможности), СИУ (сила и угрозы), СЛВ (слабость и возможности), СЛУ (слабость и угрозы). На каждом из полей исследователь должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации.
Возможности
1.
2.
3.
. . .
Угрозы
1.
2.
3.
. . .
Сильные стороны
1.
2.
3.
. . .
ПОЛЕ СИВ
ПОЛЕ СИУ
Слабые стороны
1.
2.
3.
. . .
ПОЛЕ СЛВ
ПОЛЕ СЛУ
Рис. 1. Матрица СВОТ
В отношении тех пар, которые были выбраны с поля СИВ, следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде. Для тех пар, которые оказались на поле СЛВ, стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости. Если пара находится на поле СИУ, то стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угрозы. Наконец, для пар, находящихся на поле СЛУ, организация должна вырабатывать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабости, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.
Вырабатывая стратегии, следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. Или наоборот, удачно предотвращенная угроза может открыть перед организацией дополнительные возможности в том случае, если конкуренты не смогли устранить эту же угрозу.