Х = П1 ∩ П2 ; у = П1 ∩ П3 ; z = П2 ∩ П3 ; О = х ∩ у ∩ z.
Опустим перпендикуляр на плоскость П3 из точки А и получим:
А3 – профильную проекцию точки А(рис.8)
Рис.7 Рис.8
Для получения трехкартинного чертежа точки надо повернуть плоскость П1 вокруг оси x и плоскость П3 вокруг оси z до совмещения их с плоскостью П2 (рис.9).
Рис.9
Выводы:
1. Каждая точка пространства характеризуется тремя координатами: А (х, у, z).
2. Каждая проекция точки на чертеже – двумя координатами: А1 (х, у); А2 (х, z); А3 (у, z).
3. Две проекции точки однозначно определяют ее положение в пространстве.
Деятельность человека как объекта и субъекта безопасности осуществляется в неразрывном взаимодействии с окружающей средой, формируя сложную систему «человек – среда». Одна из целей, стоящих перед ней, – обеспечение безопасности человека.
В данной лекции мы рассмотрим более узкую систему «человек – социальная среда». Чтобы обеспечить ее безопасность, необходимо учитывать особенности каждого элемента системы.
Первый элемент – человек, который играет троякую роль:
1) является объектом защиты;
2) выступает средством обеспечения безопасности;
3) сам может быть источником опасности.
Второй элемент системы – это общество, или социум, – социальный организм, развивающийся по своим специфическим законам. В социуме взаимодействует огромное количество людей, имеющих различные представления об окружающем мире. В результате в отдельных социальных
группах создается особая обстановка, которая может влиять на других людей, не входящих в них. Так, например, обеспечением безопасности занимаются специалисты различных направлений: политики, военные, сотрудники служб спасения, ученые, конструкторы и др. Обеспечивая безопасность, эти группы в то же время могут порождать опасности своими возможными ошибками, допускаемыми при принятии решений. Чтобы система «человек – социальная среда» функционировала эффективно и не угрожала безопасности человека, необходимо обеспечить совместимость каждой ее характеристики : энергетической, информационной, собственно социальной, нравственной, психологической и др.
Энергетическая совместимость предусматривает согласование деятельности органов управления обществом как социальной системой с оптимальными возможностями человека в отношении прилагаемых усилий, скорости реакции и точности действий. Энергетические параметры человека имеют определенные границы. Для приведения в действие тех или иных элементов социальной системы иногда требуются очень большие или, напротив, чрезвычайно малые усилия. И то и другое плохо. В первом случае человек может уставать, в результате чего возможны сбои в управляемой системе. Во втором – может снизиться точность работы системы, так как человек не почувствует ее сопротивления .
Информационная совместимость имеет особое значение в обеспечении безопасности. В сложных системах человек обычно непосредственно не управляет социальными процессами. Нередко из -за удаленности на значительные расстояния объекты управления могут находиться вне сферы его восприятия. Но человек пользуется электронными и массовыми средствами информации, общается с другими людьми и получает сведения,
помогающие ему управлять самыми сложными общественными процессами. Чтобы обеспечить информационную совместимость, необходимо знать
особенности восприятия информационных потоков человеком и социумом в целом.
Социальная совместимость самым непосредственным образом связана с психологическими особенностями человека. Поэтому часто говорят о социально-психологической совместимости, которая особенно ярко проявляется в экстремальных ситуациях в изолированных группах . Знание этих особенностей позволяет лучше понять аналогичные феномены, которые могут возникнуть в обычных ситуациях в различных социальных группах .
Нравственная совместимость означает, что человек испытывает удовлетворение от общения с другими людьми, нравственного климата в
коллективе, процесса трудовой деятельности и т. д.
Психологическая совместимость связана с учетом психических особенностей человека. Проблемы безопасности в социальной сфере сегодня невозможно решить только организационно-техническими мерами. Опыт свидетельствует, что в основе социальных опасностей лежат и психологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки людей, занимающихся обеспечением безопасности, недостаточное воспитание, слабая установка на соблюдение мер безопасности, допуск к опасным видам деятельности лиц из групп риска, пребывание людей в состоянии утомления или других психических состояниях, снижающих уровень безопасности их деятельности, агрессивность и т. д. В настоящее время уже сформировалась особая область знаний, именуемая психологией деятельности, которая является одним из разделов безопасности жизнедеятельности. Изучаются психические процессы, свойства личности и особенно подробно – различные формы психических состояний, которые наблюдаются у людей в процессе выполнения ими различных видов деятельности.
Таким образом, человек прямо или опосредованно включен в разнообразную, сложно организованную систему социальных отношений, выполняя в них активно-созидательную, пассивно-созерцательную или даже разрушительную роль. Его жизнедеятельность связана с различными сферами общественной жизни – экономической, социальной, политической, военной, культурной, информационной и др. Каждая из них по-своему проявляется в деятельности людей в зависимости от ее масштабов, местонахождения человека и условий его функционирования. Деятельность человека, в свою очередь, также влияет определенным образом на ту или иную сферу общественной жизни. Именно ею обусловлено возникновение глобальных проблем.
Мы уже обсуждали, что одну из основных опасностей для человека представляет перенаселение, связанное с демографическим взрывом в слаборазвитых и увеличением продолжительности жизни в развитых странах. Еще одна серьезная опасность для человечества обусловлена энергетической проблемой. Недостаток энергии ощущается уже сегодня, а удовлетворение все возрастающей потребности в ней чревато тем, что, во-первых, управление мощными энергетическими потоками становится опасным, а во-вторых, истощаются невозобновляемые природные ресурсы. По оценкам специалистов, залежей нефти и газа при существующих__темпах их потребления хватит лишь на 50–70 лет, а каменного угля – примерно на 300 лет.
Все указанные проблемы обостряют межгосударственные отношения и отношения между различными регионами мира, способствуют росту международного терроризма, возникновению военных конфликтов, создают угрозу ракетно-ядерной войны.
Глобальный масштаб приобретают сегодня и опасности в информационной сфере, которые проявляются в стремлении ряда стран доминировать в мировом информационном пространстве, а также в разработке концепции информационных войн
Следует также отметить нарастание глобальных социальных опасностей, способных погубить отдельные страны и мировое сообщество в целом. Источниками этих опасностей являются несовершенство глобальной социальной структуры (различные цивилизации, социально-политические
системы, социальное положение, темпы развития, географическое положение, уровни военной мощи, развития , жизни, расовый и национальный состав населения и т. д.), соответствующие ей отношения, политика отдельных стран и влиятельных международных организаций.
Высшие интересы мирового сообщества, т. е. интересы выживания человеческой цивилизации, диктуют необходимость исследования угроз регионального масштаба и противодействия им. Влияние региональных опасностей проявляется в самых различных сферах, но главным образом политических, экономических и военных.
Все указанные проблемы тесно взаимосвязаны и представляют серьезную опасность для человечества, поэтому решать их необходимо комплексно и в рамках всего мирового сообщества .
Огромную роль в обеспечении безопасности человека играет государство, деятельность которого сопряжена с возникновением опасностей и угроз, нарушающих нормальную жизнь человека и общества. В Законе Украины «0 безопасности» подчеркивается, что объектом безопасности государства выступают его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Следовательно, угрозу безопасности государства можно сформулировать как возможность такого развития событий, которое будет создавать (или создает) опасность существованию государства, его политической и экономической независимости. Иначе говоря, государство и его субъекты (органы законодательной, исполнительной и судебной власти, общественные и иные организации, граждане ) обязаны защищать от внешних и внутренних угроз конституционный строй, суверенитет, территориальную целостность страны, население, национальные интересы (политические, экономические, военные, культурные, информационные, экологические, геополитические и пр.).
Рассмотрим основные виды безопасности государства.
Каждое государство заинтересовано прежде всего в наличии стабильной внутриполитической обстановки, в создании внутригосударственного климата, способствующего нормальному развитию всех сфер деятельности общества и личности. Важное значение имеет и военная безопасность государства (вооруженные силы, их состояние и подготовка, оборонный потенциал, защита государственных границ, сдерживание потенциальных агрессоров и т. п.).
Экономическая безопасность зависит от уровня развития производительных сил и экономических отношений, направленных на реализацию потребностей личности, общества и государства, наличия энергоресурсов, развитой инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы, степени интеграции в международную систему экономических связей.
Культурологическая безопасность заключается в обеспечении защиты культурного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни,
сохранении культурного достояния и самобытности общества. Информационная безопасность – это защищенность информационной среды, ее формирование и развитие в интересах личности, общества и государства. Под экологической безопасностью понимается такое состояние взаимоотношений общества и природы, которое обеспечивает сохранение окружающей среды. Огромную роль в современных условиях играет геополитичесгая безопасность, т. е. защищенность геополитических интересов государства. Существуют и другие виды безопасности государства (демографическая, культурная , региональная, внутригосударственная и т. д.), обеспечение которых является важнейшей задачей ее субъектов.
Совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, определенных форм социальных отношений представляет собой общество. В узком смысле общество – это исторически конкретный тип социальной системы . Оно не может существовать без производства необходимых для жизнедеятельности людей материальных благ, средств жизнеобеспечения и духовных ценностей. Поэтому не случайно объектом безопасности общества, согласно Закону Украины «О безопасности», являются его материальные и духовные ценности. В связи с этим к опасностям и угрозам обществу относятся: посягательства на его экономические (базисные) устои, на социальное положение граждан; подавление свободы, прав; социальные конфликты; пренебрежение общественным мнением со стороны органов власти; подавление или уничтожение оппозиции; насаждение идеологии индивидуализма; терроризм, организованная преступность, коррупция и др. Субъектами безопасности общества, так же как и государства, выступают органы различных ветвей власти, общественные и иные организации, граждане .
Безопасность человека в широком смысле – это состояние его полного физического, социального и духовного благополучия, которое определяется внутренними (наследственность, физическое и психическое здоровье) и внешними (окружающая природная, антропогенная, техногенная, социальная среда) факторами. Особое место в безопасности человека занимают социальные факторы, такие, как уровень благосостояния, общей культуры, культуры обслуживания, бытовые условия, обычаи, нравы, поведенческие предпочтения, нравственные и эмоциональные характеристики. Огромное значение для его безопасности имеет и социально-политическая среда.
Поэтому, определяя объект безопасности личности, Закон Украины «О безопасности» выделил ее права и свободы.
Исходя из этого угрозами безопасности личности выступают:
- лишение жизни, здоровья, дееспособности; насилие, связанное с разрушением сложившегося и навязыванием чуждого мировоззрения;
- манипулирование сознанием и поведением; нравственное развращение и физическое растление;
- ограничение или лишение общечеловеческих прави свобод;
- насильственное подчинение преступным целям и группировкам;
- использование человека как средства обогащения и т. д.
Субъекты безопасности личности – государство и его институты (органы законодательной, исполнительной и судебной власти, органы власти субъектов и местного самоуправления, государственные учреждения, ведомства и т. д.), общественные структуры (политические партии и объединения, общественные организации и т. п.), семья, граждане. Все их действия должны соответствовать существующим законам и основываться на балансе интересов личности, общества и государства, а также их взаимной ответственности за обеспечение безопасности.
Одним из важнейших аспектов рассматриваемой проблемы является обеспечение безопасности человека от преступных посягательств (преднамеренных убийств, насилия, посягательств на здоровье и достоинство личности, грабежей и краж личного имущества, материальных ценностей и документов, физического и психологического террора), связанных с угрозами, запугиванием, шантажом, вымогательством и другими формами воздействия на человека, в том числе информационно-психологическими (использование средств массовой коммуникации) и психофизиологическими (гипноз, психотропные и психотронные средства).
Социальная практика показывает, что человек нарушает правила безопасного поведения по целому ряду причин:
• из -за нежелания выполнять определенные действия. Подобное поведение может быть относительно постоянным, связанным с недооценкой человеком опасности, склонностью к риску, отрицательным отношением к социальным регламентациям, отсутствием стимулов к безопасному поведению и т. д., и временным, когда человек находится в состоянии депрессии, стресса, наркотического или алкогольного опьянения;
• вследствие незнания объекта воздействия, правил безопасного поведения и способов их выполнения;
• в результате несоответствия физических и психических возможностей человека требованиям социальной практики. Такое несоответствие также может быть постоянным (недостаточная координация, недостаточная концентрация внимания, несоответствие требованиям социального окружения и пр.) и временным (переутомление, ухудшение состояния здоровья, пониженная работоспособность, депрессия , стресс, опьянение ит. д.).
Эти причины влекут за собой возникновение опасностей и угроз. Профилактические мероприятия в первом случае могут включать рекламирование (пропаганду) правил безопасности и воспитание на их основе людей; во втором – обучение и отработку навыков безопасного поведения; в третьем – социальный контроль, профессиональный отбор, медицинское обследование.
Итак, анализ системы «человек – социальная среда» показывает, что она представляет собой сложное взаимодействие человека с различными
компонентами его социального окружения. Для обеспечения их взаимной безопасности требуется профилактика опасностей и угроз и подготовка всех элементов этой системы к действиям в опасных ситуациях.
Исторический опыт свидетельствует, что защита от социальных опасностей – важнейшая функция государственных и общественных структур.
Она заключается прежде всего в профилактических мероприятиях, направленных на ликвидацию этих опасностей. Кроме того, необходима соответствующая подготовка человека, позволяющая ему адекватно действовать в опасных ситуациях: психологическая, информационная, юридическая, силовая и т. д. Причем в процессе обучения нужно осваивать модели поведения, учитывающие конкретные ситуации.