Безопасность жизнедеятельности как научная дисциплина изучает основные закономерности проявления опасностей и способы защиты от них человека и его сообществ в различных условиях обитания. Включая в себя все компоненты общей науки о безопасности, эта дисциплина является научной и методологической основой для специальных дисциплин, изучающих различные аспекты безопасности. Безопасность жизнедеятельности имеет социальную направленность, так как связана с обеспечением защиты социума от различных опасностей, в том числе и исходящих от него самого. Вместе с тем она имеет и собственно социальный аспект, связанный с опасностями, получившими широкое распространение в обществе и угрожающими жизни и здоровью людей. Эти опасности требуют глубокого и всестороннего изучения на основе методологических принципов научного познания проблем безопасности.
Научный анализ системы «человек – социальная среда» свидетельствует о высокой степени сложности взаимодействия человека с различными компонентами его социального окружения. Их взаимная безопасность невозможна без профилактики опасностей и угроз, а также готовности всех
составляющих этой системы к действиям в опасных ситуациях. Наиболее значительную роль играет подготовка человека как объекта и субъекта обеспечения безопасности, позволяющая ему адекватно действовать в опасных ситуациях.
Эта подготовка должна иметь различную направленность –
информационную, юридическую, психологическую и силовую, а также включать моделирование поведения людей в конкретной опасной ситуации.
Контрольные вопросы.
1. Дайте определение безопасности жизнедеятельности как научной и учебной дисциплины.
2. Чем обусловлено введение в вузах данной дисциплины?
3. Каковы социальные аспекты безопасности жизнедеятельности?
4.. Что необходимо для обеспечения безопасности жизнедеятельности?
6. Что определяется понятием «опасность»?
7. Приведите примеры опасных ситуаций в социальной сфере.
8. Назовите основные положения, изучаемые дисциплиной «Безопасность жизнедеятельности».
9. Охарактеризуйте объекты и субъекты социальной безопасности.
10. Раскройте методологические принципы исследования проблем безопасности жизнедеятельности.
11. Какую роль играет человек в системе безопасности?
12. Что такое социум и каково его место в системе безопасности?
13. Какие опасности угрожают человечеству?
14. Что является объектами и субъектами обеспечения безопасности личности, общества и государства?
15. Перечислите основные составляющие концептуальной модели безопасности личности.
План:
1.Сущность системного подхода как основы системного анализа
2. Содержание и характеристика системного подхода
3. Основные принципы системного подхода
4. Основные элементы системного анализа. Понятийный аппарат системного анализа