русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ В ОБУЧЕНИИ


Дата добавления: 2013-12-24; просмотров: 6005; Нарушение авторских прав


 

Многие прогрессивные дидакты прошлого, начиная с Коменского, выступали против догматического преподавания и механического усвоения учебного материала.

В современной дидактике принцип сознательности и активности имеет самое широкое применение. В его основе лежит требование овладения осознанными знаниями.

Сознательность обучения предполагает понимание учащимися смысла усваиваемых знаний, умений и навыков, отчетливое представление ими целей и значения своей учебной деятельности, владение приемами этой деятельности, умение практически применять приобретенные знания в новых условиях, формирование на основе знаний устойчивых убеждений, способность к самоконтролю.

Сознательное усвоение знаний начинается с правильного понимания фактического материала, однако, как говорил М.Горький, факт - еще не все правда, он - только сырье, нужно уметь извлекать из факта смысл. В процессе усвоения знаний большое значение имеет мыслительная деятельность, с помощью которой формируются научные понятия, познаются закономерности, вытекающие из анализа фактов.

Важным условием развития в процессе обучения является осознанность учащимися процесса учения. Учебный процесс надо строить таким образом, чтобы школьники уяснили себе основания определенного расположения материала, необходимость заучивания определенных моментов, источники ошибок при его усвоении и т.д.

Одним из признаков осознанности усвоенных знаний может служить выражение их учащимися с помощью речи, в правильной словесной форме. Другой признак сознательности, имеющий очень важное значение, заключается в выработке определенного отношения учащихся к изученному материалу, в формировании на основе осознанных знания устойчивых убеждений.

Знания превращаются в убеждения путем переработки содержания обучения в сознании учащихся. Убеждения, по утверждению Д.И.Писарева, нельзя позаимствовать у добрых знакомых, нельзя купить в книжной лавке, их нужно самостоятельно выработать в собственной голове.



Сознательно усвоенные теоретические знания обладают свойством широкого использования в практических целях. Знания, которые усваиваются учащимися догматически, без понимания их смысла и значения, не имеют практической ценности. Такие знания называют формальными; они бесполезно загружают память учащихся, которые в состоянии их механически бессознательно воспроизводить, но применять их на практике не могут. Формализм в знаниях учащихся - один из серьезных недостатков обучения. Он порождается абстрактностью преподавания, отрывом его от жизни, от практики, недостаточным использованием дидактических принципов, особенно принципов наглядности, связи теории с практикой, сознательности, активности и самостоятельности учащихся.

Принцип сознательности и активности отражает также активную роль личности учащегося в обучении, подчеркивает, что он является субъектом обучения, а не пассивным его объектом.

Активность учащихся должна быть направлена не столько на простое запоминание и проявления внимания, сколько на сам процесс самостоятельного добывания знаний, когда ученик сам усваивает новые знания, исследует факты и делает доступные выводы и обобщения, выявляет и исправляет ошибки, неточности, намечая план новых своих действий по овладению знаниями. Таким образом, активность проявляется в инициативности и высокой степени самостоятельности учащихся. Поэтому сознательность, активность и самостоятельность учащихся в обучении объединяются в единый дидактический принцип.

Осуществление этого принципа во многом определяется руководящей ролью учителя в процессе обучения. На первый взгляд может показаться, что ведущая роль учителя и развитие активности и самостоятельности взаимно исключают друг друга; однако это противоречие только кажущееся. Учитель руководит всем процессом обучения, в его обязанность входит обеспечение сознательности усвоения знаний, организация активного участия и проявления самостоятельности учащихся при обучении.

Осуществление принципа сознательности, активности и самостоятельности в обучении начинается с того, что учитель доводит до сознания учащихся стоящие перед ними задачи и намечает пути их решения, знакомит с приемами учебной деятельности.

Особое внимание следует обратить на изложение материала, так как чаще всего именно здесь кроются корни формализма в обучении, утрачивается познавательный интерес. Изложение знаний учителем должно быть научным и систематическим, ясным, понятным и убедительным, соединяющим теорию с практикой. В ходе изложения нового материала учитель должен следить за тем, чтобы не ослабевало внимание коллектива и учащиеся не превращались в пассивных слушателей, которые со скучающим видом ожидают звонка, возвещающего конец занятия.

Повышать сознательность и активность учащихся необходимо и в различных других видах учебной деятельности: в различных формах повторения, упражнений, применения знаний, контроля.

В процессе обучения важно обеспечивать не только индивидуальную, но и коллективную активность путем организации коллективных видов учебной деятельности при проведении фронтальных работ и практикумов, при проведении экскурсий.

Активность должна проявляться не только со стороны учащихся, но и со стороны преподавателя, а когда сливается воедино активность преподавателя и активность учащихся, создаются условия для достижения больших результатов за меньшее время.

Принцип сознательности, активности и самостоятельности учащихся в обучении находится во взаимосвязи с другими дидактическими принципами.

Сознательность достигается при условии научного содержания и систематичности изложения знаний, на основе сочетания теории с практикой. В свою очередь активность и самостоятельность учащихся обеспечивают доступность, основательность и прочность обучения.

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА. | ИЛИ ОГРАНИЧЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ УЧАЩЕГОСЯ ОТ УЧИТЕЛЯ


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.004 сек.