Многие прогрессивные дидакты прошлого, начиная с Коменского, выступали против догматического преподавания и механического усвоения учебного материала.
В современной дидактике принцип сознательности и активности имеет самое широкое применение. В его основе лежит требование овладения осознанными знаниями.
Сознательность обучения предполагает понимание учащимися смысла усваиваемых знаний, умений и навыков, отчетливое представление ими целей и значения своей учебной деятельности, владение приемами этой деятельности, умение практически применять приобретенные знания в новых условиях, формирование на основе знаний устойчивых убеждений, способность к самоконтролю.
Сознательное усвоение знаний начинается с правильного понимания фактического материала, однако, как говорил М.Горький, факт - еще не все правда, он - только сырье, нужно уметь извлекать из факта смысл. В процессе усвоения знаний большое значение имеет мыслительная деятельность, с помощью которой формируются научные понятия, познаются закономерности, вытекающие из анализа фактов.
Важным условием развития в процессе обучения является осознанность учащимися процесса учения. Учебный процесс надо строить таким образом, чтобы школьники уяснили себе основания определенного расположения материала, необходимость заучивания определенных моментов, источники ошибок при его усвоении и т.д.
Одним из признаков осознанности усвоенных знаний может служить выражение их учащимися с помощью речи, в правильной словесной форме. Другой признак сознательности, имеющий очень важное значение, заключается в выработке определенного отношения учащихся к изученному материалу, в формировании на основе осознанных знания устойчивых убеждений.
Знания превращаются в убеждения путем переработки содержания обучения в сознании учащихся. Убеждения, по утверждению Д.И.Писарева, нельзя позаимствовать у добрых знакомых, нельзя купить в книжной лавке, их нужно самостоятельно выработать в собственной голове.
Сознательно усвоенные теоретические знания обладают свойством широкого использования в практических целях. Знания, которые усваиваются учащимися догматически, без понимания их смысла и значения, не имеют практической ценности. Такие знания называют формальными; они бесполезно загружают память учащихся, которые в состоянии их механически бессознательно воспроизводить, но применять их на практике не могут. Формализм в знаниях учащихся - один из серьезных недостатков обучения. Он порождается абстрактностью преподавания, отрывом его от жизни, от практики, недостаточным использованием дидактических принципов, особенно принципов наглядности, связи теории с практикой, сознательности, активности и самостоятельности учащихся.
Принцип сознательности и активности отражает также активную роль личности учащегося в обучении, подчеркивает, что он является субъектом обучения, а не пассивным его объектом.
Активность учащихся должна быть направлена не столько на простое запоминание и проявления внимания, сколько на сам процесс самостоятельного добывания знаний, когда ученик сам усваивает новые знания, исследует факты и делает доступные выводы и обобщения, выявляет и исправляет ошибки, неточности, намечая план новых своих действий по овладению знаниями. Таким образом, активность проявляется в инициативности и высокой степени самостоятельности учащихся. Поэтому сознательность, активность и самостоятельность учащихся в обучении объединяются в единый дидактический принцип.
Осуществление этого принципа во многом определяется руководящей ролью учителя в процессе обучения. На первый взгляд может показаться, что ведущая роль учителя и развитие активности и самостоятельности взаимно исключают друг друга; однако это противоречие только кажущееся. Учитель руководит всем процессом обучения, в его обязанность входит обеспечение сознательности усвоения знаний, организация активного участия и проявления самостоятельности учащихся при обучении.
Осуществление принципа сознательности, активности и самостоятельности в обучении начинается с того, что учитель доводит до сознания учащихся стоящие перед ними задачи и намечает пути их решения, знакомит с приемами учебной деятельности.
Особое внимание следует обратить на изложение материала, так как чаще всего именно здесь кроются корни формализма в обучении, утрачивается познавательный интерес. Изложение знаний учителем должно быть научным и систематическим, ясным, понятным и убедительным, соединяющим теорию с практикой. В ходе изложения нового материала учитель должен следить за тем, чтобы не ослабевало внимание коллектива и учащиеся не превращались в пассивных слушателей, которые со скучающим видом ожидают звонка, возвещающего конец занятия.
Повышать сознательность и активность учащихся необходимо и в различных других видах учебной деятельности: в различных формах повторения, упражнений, применения знаний, контроля.
В процессе обучения важно обеспечивать не только индивидуальную, но и коллективную активность путем организации коллективных видов учебной деятельности при проведении фронтальных работ и практикумов, при проведении экскурсий.
Активность должна проявляться не только со стороны учащихся, но и со стороны преподавателя, а когда сливается воедино активность преподавателя и активность учащихся, создаются условия для достижения больших результатов за меньшее время.
Принцип сознательности, активности и самостоятельности учащихся в обучении находится во взаимосвязи с другими дидактическими принципами.
Сознательность достигается при условии научного содержания и систематичности изложения знаний, на основе сочетания теории с практикой. В свою очередь активность и самостоятельность учащихся обеспечивают доступность, основательность и прочность обучения.