русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

ИЛИ ОГРАНИЧЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ УЧАЩЕГОСЯ ОТ УЧИТЕЛЯ


Дата добавления: 2013-12-24; просмотров: 817; Нарушение авторских прав


ПРИНЦИП САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ,

 

В свете принципов системности и наглядности новый смысл приобретает отношение учитель - учащийся в процессе обучения. Это отношение остается под сильным влиянием общественного строя страны, а поскольку он содержит в себе больше или меньше источников демократии, уровень авторитаризма в различных странах различен.

Однако везде, где переоценивается так называемая руководящая роль учителя, где ущемляется самостоятельность учащегося, там, в конечном счете это неблагоприятно сказывается на эффективности обучения и воспитания.

Стремление к самостятельности является естественной чертой детей и юношества. Уже малолетние дети заявляют об этой потребности, отказываясь от помощи родителей в выполнении простых действий (“я сам “). Это же наблюдается у детей старшего возраста и молодежи. Школа эту потребность пресекает с решительной силой, однако в период созревания она проявляет себя с удвоенной силой и направлена решительно против авторитета школы и учителя, а иногда даже против всяких авторитетов.

Самостоятельность имеет различные формы, одна - у детей, другая - у молодежи, и нечто третье - у взрослых. Т.Томашевский считает, что “ самостоятельность - это во - первых, способность к самообеспечению, а во - вторых, способность к выполнению социальных задач “.

Поскольку молодое поколение у нас занято в профессиональной сфере, его самостоятельность следует понимать особым образом, а именно как самостоятельность действий и самостоятельность мышления, тесно связанные между собой.

Самостоятельность действий семья и школа воспитывают, постепенно приучая детей и молодежь, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста к самостоятельному:

- выбору и планированию труда,

- выполнению работ,

- проверке выполненной работы.



Сам выбор, и тем более планирование работы требует предварительной ориентации в цели и предмете, а также определенного запаса опыта, связанного с выполнением подобных работ. И даже, когда детям навязывают тему работы и план действий, возможно изменение отдельных частей плана по их усмотрению, в зависимости от их развития.

Используя естественную склонность детей к самостоятельности, можно им - индивидуально или группой доверять планирование все более трудных работ, прививая им саму идею планирования любых начинаемых ими действий.

Сознательное и самостоятельное выполнение работы основывается на соответствующем подборе - применительно к цели - условий и средств деятельности. Цель деятельности в том виде, в каком ее понимают взрослые, не имеет того же значения для детей. Занятые своей работой, особенно в младших классах, они легко забывают о ней, вследствие чего часто не заканчивают свои письменные, технические и художественные работы, кроме того, часто их работы не отвечают своему предназначению. Это позволяет соотносить ход работы с ее целью и планом, тем самым происходит приобщение детей к последовательности в реализации замысла.

Не меньшие трудности возникают при подборе детьми условий и средств эффективных действий. Они связаны не только с уровнем развития детей, но и с очень скромным обеспечением учреждений оборудованием и материалами. Немного лучше обстоит дело в профессиональной школе.

В соответствии с принципом самостоятельности, проверка выполненной учебной работы должна быть задачей, как учащегося, так и учителя. Учащийся является исполнителем работы, он лучше знает, как ее выполнил, и поэтому лишение его права самоконтроля может тормозить ход его дальнейшей самостоятельной работы.

В процессе самоконтроля обычно проявляются следующие моменты:

- сопоставление конечного результата труда с его целью и планом,

- размышление учащегося над причинами отклонений от плана и над трудностями в выполнении работы,

- собственное решение автора работы принять ее, отказаться о нее или внести возможные поправки.

Переходя к характеристикам познавательной самостоятельности, и, прежде всего к самостоятельному мышлению, следует иметь в виду, что наши познавательные процессе являются формой деятельности и как таковые отвечают принципам самостоятельной деятельности: мы планируем ее ход, реализуем ее, проверяем результаты.

Самостоятельность имеет также свой эмоциональный характер, подвергающийся изменениям вместе с развитием личности. Первый период этого развития характеризуется неумением и эмоциональной зависимостью ребенка от окружения, в основном от родителей, поиском доброжелательности и страхом перед новыми людьми и явлениями. Эта несамостоятельность постепенно уменьшается в дошкольном возрасте и в начальных классах. Недостатки домашнего или общественного воспитания, постоянное навязывание ребенку воли взрослых, особенно в атмосфере запугивания, - это факторы, которые могут уничтожить веру в собственные силы и укрепить недоверие к окружающему миру, стабилизируя тем самым эмоциональную зависимость и тормозя развитие жизненной самостоятельности.

Различают репродуктивное (несамостоятельное) и продуктивное (самостоятельное) мышление.

Репродуктивное мышление основано на тех познавательных способностях, которые гарантируют хорошее усвоение так называемых готовых знаний, точное воспроизведение того, что дается для заучивания. Эти способности - в основном - память и внимание. Они имеют свою ценность, но их недостаточно человеку для формирования творчества и собственного взгляда на жизнь. Современному человеку необходима хорошо развитая потребность наблюдения, воображение, самостоятельность мышления и деятельности. Эти способности можно развить непрерывным погружением учащегося в проблемные ситуации, которые требуют знаний и создают условия для их использования.

Учащийся начинает действовать самостоятельно, когда он должен выполнить какое-то задание. Задачи, которые выполняет учащийся, не должны быть одинаковыми. Одни из них ведут к применению уже имеющихся знаний, другие - к восприятию новых.

Такие задачи требуют и участия памяти, но прежде всего - усилия мышления, творческого напряжения воображения, внимательного наблюдения. Это второй тип - продуктивное (самостоятельное мышление).

Продуктивное (самостоятельное) мышление - процесс приобретения новых знаний через формулировку практических или теоретических проблем, их решение и проверку результатов.

Учитель формирует у учащихся самостоятельное мышление тогда, когда:

1. Вовлекает их в формулировку проблем.

2. Учит их самостоятельному мышлению.

3. Приучает к проверке полученных ответов.

Принцип самостоятельности содержит в себе постулаты активности и сознательности.

Опираясь на остальные закономерности процесса обучения, необходимо учитывать как все проявления естественной склонность людей к самостоятельной деятельности, так и сознательное создание оптимальных условий для развития самостоятельности в деятельности и мышлении учащихся.

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ В ОБУЧЕНИИ | ПРИНЦИП СВЯЗИ ТЕОРИИ С ПРАКТИКОЙ


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.004 сек.