Принцип научности является важнейшим принципом обучения в современной школе, которая выступает против влияния суеверий и религиозных догм, против упрощенчества в содержании обучения. Этот принцип опирается на закономерную связь между содержанием науки и учебного предмета.
Дидактический принцип научности требует, чтобы в процессе обучения учащиеся овладевали научно-достоверными знаниями, отвечающими современному уровню развития науки, раскрытия ее современных достижений и перспектив развития в дальнейшем, а также, чтобы в процессе обучения учащиеся знакомились с научными методами исследования.
Серьезная трудность состоит в том, что научно - технический прогресс значительно опережает возможности обучения. Ученые подсчитали, что поток научной информации возрастает в геометрической прогрессии, увеличиваясь в 2 раза каждые 8-10 лет.
В этих условиях перед образованием стоит задача вооружить учащихся основами строго научных знаний, показав их в историческом развитии, ознакомить с основными методами науки, выработать устойчивую потребность и навыки самостоятельного приобретения научных знаний. С этой целью в 60-х годах было произведено существенное преобразование учебных планов и программ.
Принцип научности положен и в основу содержания обучения в средней общеобразовательной школе, начиная с начальных классов и заканчивая старшими.
Понятно, что он осуществляется со строгим учетом возрастных особенностей и уровня развития учащихся, в соответствии с психологическими и дидактическими исследованиями о значительных резервах расширения познавательных возможностей учащихся.
Реализуется принцип научности, прежде всего при разработке учебных программ и учебников, которые призваны сочетать классические, современные и перспективные положения данной отрасли.
Содержание учебного предмета и самой отрасли науки не могут быть идентичными, так как необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и имеющееся для изучения данной дисциплины время.
Как правило, гипотетические и спорные проблемы не входят в содержание обучения, хотя в ряде случаев, преподаватель не может обойти спорные научные гипотезы и теории, должен доступной форме показать их содержание и перспективные пути решения.
Знания, которые сообщает учитель и которыми овладевают учащиеся, на любой ступени обучения должны быть научными, основанными на положениях, достаточно проверенных научной теорией и практикой.
Принцип научности относится не только к содержанию, но и к методам обучения.
Он требует совершенствования современных методов обучения на основе использования современной науки и техники, ознакомления учащихся с методами научного исследования и применения их в доступных формах в учебной работе.
Учащихся необходимо учить методике самостоятельных исследований: организации наблюдений, постановке экспериментов, работе с научными литературными источниками, выдвижению проблем и умению разрешать проблемные ситуации.