Система - это точно отвечающая своим функциям, предметно и логически упорядоченная группа составляющих, а также связей между этими составляющими. Группа этих связей называется структурой (система обучения, система образования).
Требование систематичности в обучении впервые было выдвинуто и обосновано Я.А.Коменским, который писал в своей “Великой дидактике”: “ Как в природе все сцепляется одно с другим, так и в обучении нужно связывать все одно с другим”.
На необходимость систематичности в обучении указывали И.Г.Песталоцци, К.Д. Ушинский и многие другие представители прогрессивной классической педагогики.
Подчеркивая значение системы знаний, Ушинский утверждал: « Только система, конечно разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто”.
Принцип систематичности и последовательности требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового.
Систематичность в обучении требует, чтобы учащиеся овладевали научными знаниями, умениями и навыками в строго определенном порядке, чтобы система проявлялась не только внешне, в соответствующем расположении изучаемого, а создавалась в сознании учеников.
Последовательность предполагает логическую обоснованность изучения последующих разделов за предыдущими, с тем, чтобы последующее вытекало из предыдущего, опиралось на него и подготавливало дальнейшую ступень в познавательной деятельности учащихся.
Дидактический принцип систематичности и последовательности положен в основу современных учебных планов и программ учебных заведений. В соответствии с эти принципом изучаемые предметы располагаются в учебных планах в логической последовательности.
С учетом данного принципа составлены и учебные программы по отдельным предметам. В учебным планах и программах отражается система соответствующих отраслей науки, однако обучающая система по тому или иному предмету не совпадает с научной. Дидактическая система отличается тем, что учебный предмет сохраняет лишь в общих чертах логику наук, причем расположение материала учитывает возрастные особенности и уровень развития учащихся.
Понятие систематичности и последовательности обучения не остается раз и навсегда установленным и неизменным.
Так, например, в новых школьных программах в ряде случаев традиционная последовательность изучения предметов и научных понятий подверглась существенному изменению. Некоторые алгебраические действия и определения рассматриваются теперь в начальных классах, тогда как раньше к изучению алгебры приступали в шестых классах, после того, как заканчивали курс арифметики.
В творческой работе учителя иногда, в зависимости от конкретных условий, бывает целесообразно, а иногда и необходимо отступать от той последовательности изучения учебного материала, которая предусмотрена программой. Понятно, что такое отступление должно быть рациональным и мотивированным.
Систематичность и последовательность должна проявляться не только в содержании обучения, но и в деятельности учителя и учащихся. От учителя требуется строгая систематичность и последовательность построения урока, изложения знаний, повторения, закрепления и проверки изученного материала. Учащиеся должны вырабатывать навыки систематической работы в процессе учения: навыки рационального планирования учебной деятельности, составления логически стройных планов ответов, решения задач, выполнения лабораторных работ.
Принцип систематичности и последовательности тесно связан с таким важным свойством высшей нервной деятельности человека, как системность. Основа системности мышления, как показал И.П.Павлов, заключается в установлении связей, ассоциаций в представлениях и понятиях, которые усваиваются учащимися и отражают реальные связи между предметами и явлениями. И.П.Павлов придавал этому принципу особое значение, он считал постепенность и тренировку важной физиологической закономерностью в педагогике.
Психологией установлена аналогичная закономерность - при соблюдении логических связей учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно. Систематичность и последовательность позволяет за меньшее время достичь в обучении больших результатов.
Систематичность и последовательность обучения способствуют выработке у учащихся приемов обобщения в мыслительной деятельности, осознанию внутренних связей между предметами, явлениями и понятиями. Установление таких связей происходит прежде всего в рамках каждого учебного предмета, однако подлинная система, формирование у учащихся целостного представления о развитии природы и общества достигаются на основе межпредметных связей.
Уже Я.А.Коменский видел в межпредметных связях фундамент систематических научных знаний, составляющих одну энциклопедию, в которой все должно вытекать из общего корня и стоять на своем собственном месте.
Искусственная изоляция взаимосвязанных явлений при обучении в школе, по мнению чешского педагога, приводит к поверхностным знаниям и отсутствию надлежащего образования.
К.Д.Ушинскому принадлежит первая попытка установления психологической основы взаимосвязей между учебными предметами как различных видов образующихся при обучении ассоциаций: по противоположности, по сходству, по порядку времени, по единству места, рассудочных, по сердечному чувству.
Учебные предметы представляют собой основы различных наук. Естественно, что изучение предметов должно осуществляться во взаимозависимости соответствующих наук. Предметная система обучения в нашей школе обеспечивает усвоение учащимися научных и систематизированных знаний. Но предметное обучение страдает известной дидактической ограниченностью, которая заключается в том, что каждый предмет рассматривает факты и явления реального мира односторонне, со своих позиций.
Межпредметные связи способствуют более четкому определению содержания образования, устраняя излишнее дублирование учебного материала в различных предметах. Установление взаимосвязи между предметами расширяет кругозор учащихся, обеспечивает перенос знаний из одной области в другую, развивает их познавательные интересы.
Таким образом, межпредметные связи являются важным дидактическим условием успешного обучения.
Как было уже сказано, систематичность и последовательность предполагают осуществление преемственности в овладении знаниями. Соблюдение преемственности необходимо на каждом уроке, при изучении каждого раздела или темы программы, но особенно важное значение преемственность имеет при переходе от одного года обучения к другому, от более низкой ступени обучения к более высокой. Наибольшую сложность представляет преемственная связь между обучением в начальных классах и предметным обучением в 4 классе.
В принципе систематичности и последовательности находит свое подтверждение принцип научности. Подлинно научные знания характеризуются четким расположением и логической последовательностью.