Этот принцип вытекает из того, что обучение обусловлено потребностями общества во всесторонне и гармонически развитий личности.
Принцип учитывает закономерную взаимосвязь процесса обучения с процессами образования, воспитания и развития в целостном педагогическом процессе.
Только всесторонне и гармонически развитая личность, т.е. образованная, воспитанная, психологически и физически развитая может наиболее успешно участвовать в совершенствовании общества. Поэтому в последние годы особое внимание уделяется усилению не только воспитывающего, но и развивающего обучения, наряду с формированием необходимых фактических знаний и умений.
Рост требований к функциям обучения постепенно находил свое отражение в принципах дидактики, в частности в принципе воспитывающего и развивающего обучения.
Вместе с тем, в педагогике и психологии было доказано закономерное единство образования, воспитания и развития, триединство функций обучения. Следовательно, надо так проектировать задачи обучения, чтобы в единстве реализовать все три его основные функции.
Реализация этого принципа на практике путем комплексного планирования задач урока позволяет за одно и то же время решать их более широкий круг и поэтому интенсифицирует учебный процесс.
Применение этого принципа требует, чтобы преподаватель:
- хорошо знал основную цель и задачи обучения,
- умел в конкретной ситуации избирать наиболее рациональное сочетание задач образования, воспитания и развития,
- выделять среди них самые главные, учитывая реальные возможности учащихся данного класса, их сильные и слабые стороны.
В связи с этим приведем примерный перечень основных задач образования, воспитания и развития, которые рекомендуются в типовых учебных программах для учебных заведений.
К числу основных образовательных задач обучения относят усвоение учащимися общественно-политических, гуманитарных, естественно-математических, трудовых, технических и других знаний, выработку умений, специфичных для каждого учебного предмета.
Воспитательные задачи обучения предполагают осуществление во взаимосвязи умственного, идейно-политического, нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания учащихся.
Развивающее влияние обучения в основном обеспечивается решением задач развития внимания, памяти, мышления, воли и эмоций личности, ее интересов, способностей, а также физических данных.