Принцип уважения к личности учащегося с разумной требовательностью к нему.
Принцип прочности, осознанности и действенности знаний, умений и навыков учащихся.
Принцип связи теории с практикой.
Принцип самостоятельности, или ограничение зависимости учащегося от учителя.
Принцип сознательности и активности в обучении.
Принцип сочетания индивидуального подхода и коллективизма в обучении, или связь интересов личности и общества.
Принцип доступности обучения, или преодоление трудностей учащимися в познании и преобразовании действительности.
Принцип наглядности обучения.
Принцип систематичности и последовательности в обучении, или упорядочение знаний учащихся.
Принцип научности обучения.
Принцип направленности обучения на решение задач образования, обучения и общего развития обучаемых.
Понятие о принципах обучения.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
ЛЕКЦИЯ 19
2. Характеристика принципов обучения:
Принципы обучения, традиционно называемые принципами преподавания, - это наиболее спорная область дидактики. В ее рамках существуют крайне противоположные мнения, часто противоречащие друг другу, а иногда рассматривающие различный предмет исследований. Эта свобода в понимании принципов и создании систем принципов проистекает в значительной степени от несогласованности в понимании термина “принцип”.
В разговорной речи это многозначный термин. В дидактике также можно выделить, по меньшей мере, три значения, несмотря на то, что от термина “принцип преподавания” как от научного термина требуется однозначность.
В первом значении:
ПРИНЦИП - это утверждение, основанное на научном законе, управляющем какими – либо процессами.
Во втором значении:
ПРИНЦИП - это норма поведения, признанная обязательной.
В третьем значении:
ПРИНЦИП - это тезис, выведенный из какой - либо доктрины.
Рассмотрим каждое из пониманий принципа.
Первое понимание принципа вряд ли можно отнести к принципам обучения или преподавания - учения, несмотря на то, что он ему больше соответствует.
Это происходит потому, что в дидактике как общественной науке проблема формирования научных законов и их познания остается до сих пор открытой. Иначе в естественных науках, где, как например, в физике, очень часто принципы отождествляют с законами. В таком случае дидактике остается выводить принципы обучения из дидактических закономерностей, установление которых уже не представляет таких трудностей как формулирование законов. Но и здесь возникает проблема:
- какие закономерности из многих сотен можно считать приемлемыми для формулировки системы принципов,
- а также, какие составляющие процесса обучения следует учитывать в содержании принципов: цели, содержание, деятельность преподавателя и учащихся, организацию обучения и воспитания или что-то еще?
Наиболее радикально эти проблемы решил В.Шевчук. Считая, что существуют только принципы воспитания, поскольку воспитание нельзя отделить от преподавания, он утверждал, что принципы воспитания являются законами. “Если, - писал он, - опираясь на законы воспитательной деятельности, мы формулируем общее указание для воспитания, то получаем принцип воспитания”. Одновременно он считал, что количество принципов ограничивается девятью. Это принципы мотивации, активности, практичности, непосредственности, рецептивности, систематичности, постоянности, групповой принцип и принцип индивидуализации.
Сам охват принципами и преподавания и воспитания не получил среди педагогов такого резонанса, которого заслуживал. Возможно, на это оказало влияние то, что В.Шевчук - психолог. Однако психологами были и являются такие известные педагоги, как Брунер, Давид, Дьюи, Гальперин.
Следует подчеркнуть, что отделение преподавания от воспитания принесло школе больше вреда, чем пользы, а в формулировании принципов воспитания до сих пор больше неясности, чем в толковании принципов преподавания.
Второе понимание принципа основано на отождествлении его с интуитивно принятой нормой поведения.
Авторы систем принципов преподавания, построенных таким образом, не ищут дидактических закономерностей, а руководствуются интуицией, поиском таких обобщающих норм, которые, по их мнению, должны соблюдаться преподавателями в их ежедневной работе с учащимися.
Третье понимание основано на выводе принципа из принятой доктрины. Оно наиболее благодатно для людей, охваченных какой - либо идеей и убежденных, что ее реализация через систему принципов преподавания ведет к оптимизации работы школы.
Надежды на такую оптимизацию связывали, например, с принципами учения Павлова о высшей нервной деятельности, кибернетикой Виннера, а также другими доктринами.
В качестве выразительного примера здесь можно привести систему принципов преподавания, разработанную К.Лехом и описанную в книге “Воспитывающее преподавание”.
Исходя из собственных исследований по объединению теории с практикой, а также из “ анализа специальной литературы по организации производительного труда взрослых “, он выделил пять общих принципов организации труда. Причем “ о первых трех принципах должен помнить, прежде всего, учитель при организации труда учащихся, а два последних - должны сознательно соблюдать учащиеся “.
Принципы, принятые К.Лехом следующие:
1. Принцип гуманизации труда - требующий, чтобы любая работа учащегося становилась его личной задачей, побуждала его интерес и интеллектуальную активность, а также создавала перспективу успеха.
2. Принцип кооперации и гармонии в работе, т.е. коллективного выполнения задач, рациональной организации труда в коллективе, признание общих задач своими собственными и ответственности каждого за всю работу.
3. Принцип экономии в труде или целенаправленности в работе, ее производительности и экономии, т.е. правильного и полного использования запасов времени, сил возможностей.
4. Принцип наказания, организации и порядка в труде, требующий аккуратности и точности, соблюдения обязательств и сроков, правильного распределения времени на труд и отдых, а также организованную деятельность.
5. Принцип рационализации труда, ее опытной проверки и на его основе дальнейшее совершенствование труда.
Как видно, своеобразной доктриной, находящейся в основе указанной системы принципов, является признание К.Лехом аналогии между системой производительного труда и системой обучения. Но эта аналогия только частичная, поэтому и принципы, выдвинутые на ее основе, выражают общие праксиологические установки, которые с успехом можно было бы отнести к любой сознательной общественной и целенаправленной деятельности людей.
Достаточно часто встречаются классификации принципов, в которых учитываются все три перечисленных способа или два из них, а также такие классификации, которые учитывают по несколько групп принципов в зависимости от их связи с какой-либо сторон деятельности школы. Такая комплексная система принципов преподавания иногда позволяет учесть многие составляющие процесса обучения, способствует творческой работе преподавателя.
Попытаемся сформулировать свою систему дидактических принципов из их чрезмерного количества и разнородности и основ классификации.
Принцип ( от лат. слова principum - основа, первоначало) - руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности, поведению и пр.
Принцип обучения - одно из исходных требований к процессу обучения, вытекающее из закономерностей его эффективной организации.
Принципы обучения - система исходных, основных дидактических требований к процессу обучения, выполнение которых обеспечивает его необходимую эффективность.
Дидактика исходит из того, что принципы обучения исторически конкретны и отражают общественные потребности. Под влиянием общественного прогресса и достижений науки, по мере выявления новых закономерностей обучения и накопления опыта работы преподавателей, принципы обучения могут и должны изменяться и совершенствоваться.
В истории педагогики выдвигались принципы природосообразности обучения (Я.А.Коменский), культуросообразности (Ф.А.Дистервег) и др. Они оказались исторически преходящими. В советской дидактике в 30-е годы был сформулирован ряд дидактических принципов, которые непрерывно изменяются и совершенствуются. Это вызвано необходимостью рационального использования всего ценного из прогрессивной педагогики прошлого и современной зарубежной педагогики.
Содержание дидактических принципов может иногда раскрываться в практических рекомендациях. Такие конкретные рекомендации называют правилами обучения.
Правила обучения - определяют отдельные приемы преподавателя в процессе обучения и рассчитаны на конкретные условия их применения.
Далее рассмотрим содержание основных принципов обучения.