Острой проблемой, с которой сталкивается современная организация, является необходимость выявления соответствующих областей для изменения, подготовки этих изменений и их поддержания в различных аспектах деятельности организации. Расширенная концепция организационных изменений включает как структурный, так и кадровый аспекты. В рамках структурного подхода делается попытка с помощью изменений в организационном регулировании (например, организационных планов, описаний отдельных ролевых функций) создать благоприятные рамочные условия для достижения целей организационного развития. Кадровый подход заключается* в проведении мероприятий по повышению квалификации сотрудников (развитию персонала) и стимулированию их готовности к принятию и осуществлению изменений. Экономическая и социальная эффективность опирается на комбинацию обоих подходов.
Цели и стратегии. Многие типы плановых организационных изменений влекут за собой модификацию организационных целей и стратегий. Некоторые плановые изменения, вызванные локальными проблемами или условиями, могут исходить от нижних уровней организации и отвечать целям местных отделов или рабочих групп. Обычно изменение целей и стратегии является только начальной точкой изменения других аспектов деятельности организации. Если целью является новый продукт, то это требует исследований и разработок, нового производства и возможно нового персонала и структур. Постоянное улучшение финансовой работы ведет к таким изменениям, как повышение эффективности (снижение потерь, рост производительности), сокращение накладных расходов и др. Достижение такой цели, как повышение качества, может привести к изменениям практически во всех сферах организации — от навыков и обучения персонала до культуры организации. Большая часть крупных плановых организационных изменений начинается с новых или видоизмененных целей и стратегии, которые в последующем влекут за собой дальнейшие организационные перемены.
Люди. Одной из наиболее глубоких форм изменений, которые затрагивают повсеместно организации, является разукрупнение. Хотя и существуют типичные процессы разукрупнения (ликвидация бюрократических уровней, слияние департаментов или отделений и т.д.), однако часто встречающимся их проявлением являются высвобождение работников. Руководство должно принять правила и стратегию, по которым будут определяться конкретные люди, которые покинут организацию, а также процедуры высвобождения персонала. Неправильное увольнение обходится организации весьма дорого. Важнейшие навыки и умения могут быть потеряны; в некоторых случаях фирмы, проводившие сокращения, осознают, что уволены были не те люди; приходится возвращаться к затруднительному процессу возврата освобожденных работников.
То, как организация расстается с увольняемыми работниками, может иметь глубокое воздействие не только на тех, кто потерял работу, но и на тех сотрудников, которые остаются в организации. Сотрудники должны быть проинформированы о возможном уменьшении числа рабочих мест, должна быть создана открытая и справедливая система ликвидации рабочих мест, увольняемым сотрудникам должно оказываться содействие в получении новой работы, позволяющей сохранять самоуважение и достоинство. Создание атмосферы поддержки среди работающих на основе культурных корпоративных традиций и правил может быть важным шагом для смягчения болезненного процесса увольнения работников.
Возможны также некоторые другие изменения, которые могут происходить в сфере человеческих отношений в организации. Компания может нанимать новых сотрудников со специфическими профессиональными данными или опытом работы. Например, многие организации, расширяя международную деятельность, ведут поиск потенциальных сотрудников среди людей, свободно владеющих несколькими языками и знакомых с различными культурами других народов. Концентрация внимания на компьютеризации и автоматизации заставила многие организации искать сотрудников с высоким уровнем образования и со специфическим знанием компьютера. Однако набор новых сотрудников не является единственным путем приобретения тех или иных специалистов. Многие фирмы используют интенсивное и постоянное обучение персонала без отрыва от производства, чтобы навыки и знания сотрудников всегда соответствовали текущему моменту.
Продукция и услуги. Переход к разработке новой продукции или оказанию новых услуг может позволить компании занять новые рыночные ниши. «Финансовое здоровье» многих крупных компаний, как известно, базируется на их способности производить новую продукцию с опережением конкурентов. Большая часть компаний фармацевтической промышленности, индустрии компьютеров и компьютерных программ, производства электронной бытовой техники развивается на основе внедрения инновационных продуктов и услуг. Однако отметим, что вероятность успеха новых продуктов и услуг на рынке часто бывает довольно низкой. Известно, например, что только '/3 инновационных продуктов достигает рынка, более половины из них появляются на рынке через пять и более лет. Только небольшая часть новой продукции становится финансово эффективной.
В отдельных обследованиях приводятся практические рекомендации по повышению вероятности успеха инновационных товаров и услуг. Для этого необходимо:
Ø тесное взаимодействие с потенциальными потребителями и определение их требований;
Ø продукция и услуги должны согласовываться со стратегией и профессиональными ресурсами организации;
Ø использование научных подходов и передового технологического опыта для разработки и производства новых продуктов и услуг;
Ø предпринимательские навыки для продажи инноваций в организации и их маркетинга вне компании;
Ø соответствующие организационные структуры для развития производства и маркетинга инноваций;
Ø контроль и координация разработки, производства и маркетинга со стороны руководителя проекта;
Ø инициирование и поддержка инновационных проектов со стороны менеджера-новатора, ответственного за внедрение инноваций перед высшим руководством компании.
Технологии. Изменение технологий, как известно, представляет собой важнейшее условие для повышения производительности и гибкости производства, его конкурентоспособности. Некоторые из них называются передовыми производственными технологиями, большая часть которых требует использования компьютеров и современных коммуникационных средств. Все чаще приходится сталкиваться с технологиями производства, управляемого с помощью компьютеров (компьютерным дизайном, планированием требуемых материалов, гибкими производственными системами и модулями, роботами и цифровым контролем, автоматической подачей материалов и компьютерно-интегрированным производством).
Картография процесса — это попытка изменить технологию, упрощая производственный процесс. Картография включает описание последовательности операций, заданий, оборудования, инструментов, людей и вспомогательных материалов, используемых для завершения процесса. Когда составление картографии полностью закончено, руководители могут видеть неэффективные этапы и «узкие места» процесса. Картография процесса используется как инструмент реорганизации производственного процесса, обеспечения его бесперебойного функционирования. Отметим, что любые изменения в технологии должны согласовываться с другими аспектами деятельности организации. Например, внедрение передовой производственной технологии может потребовать дополнительного обучения персонала и вложений капитала в компьютерные системы. Кроме того, должны последовать изменения в организационном дизайне, структуре и культуре организации.
Межфункциональные бригады. Технологические изменения, такие, как компьютеризация или роботизация, не требуют специфической технологии, но опираются на изменения в использовании людей или распределении заданий. Одним из подходов, получивших широкое применение в производстве и предоставлении услуг, является создание межфункциональных бригад. Например, компания-производитель может собрать команду людей с широким диапазоном профессиональных навыков вместо использования функциональных подразделений, исполняющих узкие задачи.
Преимуществами межфункциональных бригад являются обеспечение интеграции и улучшение координации работы, высокая гибкость. В межфункциональных бригадах квалифицированные рабочие различных специальностей находятся в тесном контакте, могут обмениваться идеями и обсуждать проблемы. Члены межфункциональных бригад могут обучаться новым специальностям в дополнение к тем, с которыми они пришли в команду. Это придает гибкость общей организации работы. Рабочие совместно выполняют широкий диапазон работ и идентифицируют себя с конечным продуктом. Координация заданий осуществляется оперативно и эффективно. В результате качество продукции и эффективность работы повышаются.
Межфункциональные бригады получили распространение не только в сфере производства. Многие компании в сфере предоставления услуг — от банков до страховых компаний и учреждений здравоохранения — приняли подход к созданию межфункциональных бригад как способ повышения качества работы. Как любая другая управленческая практика, применение межфункциональных бригад не является ответом на все возникающие организационные проблемы. Для того чтобы эти бригады работали слаженно, необходимо проводить обучение персонала и привлекать в них работников, которые обладают коммуникативными навыками, умеют договариваться и решать конфликтные ситуации. Поскольку сотрудники работают в тесном общении и властные структуры обычно децентрализованы по бригадам, есть опасность потенциальных конфликтов. Кроме того, есть некоторые задачи, где эффективность и опыт, накопленные при старом способе работы, перевешивают бригадные преимущества. И, наконец, использование межфункциональных бригад не должно противоречить культуре организации.
Многие организации, которые начали использовать бригадную работу и групповой подход к работе, столкнулись с проблемой привлечения персонала, обладающего необходимой квалификацией, практическим опытом и навыками совместной работы с другими людьми.