русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Диагностика индивидуально-личностных типологических особенностей


Дата добавления: 2013-12-24; просмотров: 1674; Нарушение авторских прав


Критерии, показатели оценки сформированности АК выра­жают основные признаки ее проявления через восприятие, пони­мание и оценивание. Наиболее общая оценка дается с помощью интегративного критерия, который свидетельствует о высокой готовности и способности к самопониманию, саморазвитию, са­мореализации, умению использовать внутренний акмеологический резерв в профессиональной деятельности.

Результаты исследования позволили выделить интегратив­ные критерии аутокомпетентности:

1. Гибкость, адаптируемость, приспособляемость.

2. Профессиональная успешность и эффективность за счет внутренней активности и ответственности за собственное развитие.

3. Оптимальность поведения как интеграция самостоятельности и умения учитывать прошлый опыт, мнение других.

4. Способность реализовать собственный потенциал.

На основании выделенных критериев были определены уровни развития аутокомпетентности.

Высокий. Способность контролировать процесс саморазви­тия, внутренний локус контроля, гибкость, адаптируемость, го­товность к ситуациям неопределенности, профессиональная ус­пешность, оптимальность принимаемых решений, знание своего потенциала и способность его реализовать.

Средний.Нестабильность в самопроявлении, отсутствие внутреннего алгоритма управления саморазвитием, чередование успехов и неудач в профессиональной деятельности, поверхност­ное представление о собственном потенциале.

Низкий. Отсутствие внутреннего стержня в поведении, откликаемость на внешние воздействия, внешний локус контроля, профессиональные неудачи, ограничения в реализации потенциала, негибкость в отношении к себе и другим.

Выводом проведенной процедуры расчета взаимных корреляций между шкалами АК и Кеттелла явилось следующее положение: люди с высокой степенью акцентуированности характера имеют низкий уровень развития аутопсихологической компе­тентности. Данный вывод имеет как теоретическое, так и практи­ческое значение. Экспериментально подтверждается концепту­альное положение о том, что аутопсихологическая компетент­ность является внутриличностным интегративным механизмом создающим целостность и непротиворечивость Я-концепции, компенсирующим сформировавшиеся в онтогенезе гипертрофи­рованные защитные механизмы, предстающие в виде акцентуа­ций характера.



Помимо интегративных критериев аутокомпетентности на­ми были выделены специальные критерии, позволяющие оценить уровень развития ряда структурных компонентов АК: самосозна­ния, самоопределения, саморазвития, профессионального мыш­ления.

В работах по самосознанию личности был выделен ряд важ­ных показателей, стержнем которых является анализ процессов самоидентификации: интеграции - дезинтеграции целостного и позитивного Я-образа, достижение личностью самоидентично­сти. В качестве показателей выступают: наличие личностного стиля как индивидуальных, стабильных на определенных вре­менных отрезках паттернов выстраивания образов окружающего мира и самого себя; внутреннего диалога как средства проясне­ния и утверждения самоидентичности и «чужого голоса», ме­шающего самоинтеграции; аутентичного Я (интегрированного, целостного), условного самопринятия и др. Данные механизмы отражают общее направление (достижение позитивной интегрированной самоидентичности) и технологический алгоритм развития самосознания - через стадии внутреннего конфликта, посредством внутреннего диалога самопринятие различных ипостасей Я (в том числе и негативных). Выход на технологический алгоритм является важным с точки зрения выделения общеличностных инвариантов развития аутопсихологический компетентности, к которым можно отнести достижение целостного аутотентичного Я.Обобщенными критериями аутокомпетентности в этой сфере являются интегративность, диалогичность и реалистичность само­сознания.

Обобщение существующих представлении по проблеме профессионального самосознания позволяет выделить специальный критерий аутопсихологической компетентности в сфере профессионального самосознания - осознанность профессиональных трудностей как производных от индивидуально-личностных проблем.

Профессиональный аспект самосознания при условии выде­ления его как составляющей АК должен быть дополнен социаль­ным самосознанием, которое включало бы социальный самокон­троль, систему ожиданий, осмысление своих социальных ролей, осознание системы межличностных отношений и др.

Представления о взаимоподчиненной роли самоуправления, саморегуляции и самоконтроля являются основополагающими для разработки алгоритма развития АК как результата развития самопреобразующей деятельности. В частности, самоуправление предполагает выработку общих стратегий развития АК (аутопсихологических инвариантов); саморегуляция в процессе самопре­образующей деятельности будет состоять в корректировке на ос­нове обратной связи и в соответствии с поставленными целями входящих в эту деятельность действий, операций; кольцевой самоконтроль должен присутствовать на каждом из реализуемых этапов.

Анализ существующих подходов к пониманию проблем самоуправления позволяет нам выделить критерии аутопсихологи­ческой компетентности в области самоуправления: наличие в Я-концепции ролевых позиций саморегулирующего субъекта «Я-реального», «Я-потенциального», «Я-наблюдающего», «Я-контролирующего»; внутренняя согласованность циклов психофизио­логических процессов, эмоциональных состояний; оптимизация возможностей, потенциалов индивида, личности; наличие механизмов обратной связи и кругового самоконтроля; компенсация индивидуальных недостатков в связи с задачами и событиями деятельности.

Акмеологическая концепция оптимизации процесса саморегуляции психических состояний (А.А.Деркач, М.Ф.Секач) основана на том, что оптимизация возможна в том случае, когда происходит самореализация профессионала как целостного феномена - индивида, личности, субъекта профессиональной деятельности, творческой индивидуальности. Ведущим субъективным фак­тором оптимизации саморегуляции выступает развитие профес­сионально важных качеств как в ходе профессиональной дея­тельности, так и в учебной ситуации, в ходе акмеологического тренинга программно-целевой направленности, участие в кото­ром способствует развитию творческого потенциала личности. увеличение набора и качества аутопсихологических технологий саморегуляции психических состояний (А.А.Деркач, М.Ф.Секач. Г.С.Михайлов).

Обобщение существующих представлений в области само­определения, самореализации, самоактуализации указывает на существование пространства акмеологических критериев аутопсихологической компетентности в области саморазвития. В плос­кости самоопределения - наличие субъектной, личностной, про­фессиональной позиции; в профессиональной самореализации -оптимальная сбалансированность процессов социальной само­идентификации и рефлексии; в самоактуализации - достижение значимых профессиональных результатов на основе оптимально­го использования талантов, способностей, возможностей.

Обобщение исследований профессионального мышления позволило выявить широкий спектр аутопсихологических крите­риев и показателей, привлекаемых исследователями для понима­ния процессов эффективного профессионального мышления: способность к принятию решения; прогностичность; аналитиче­ские способности; многоконтекстность сознания; когнитивная рефлексивность; устойчивость к познавательной фрустрации.

Анализ аутокомпетентности в структуре психологической компетентности и ее взаимосвязи с другими видами компетентности позволил сделать следующие выводы. Как системное ново­образование личности профессионала АК также характеризуется интегративностью, многозначностью, многоуровневостью, полифункциональностью, динамичностью; обеспечивает все необходимые для госслужащего виды компетентности (психологическую,социально-психологическую, коммуникативную, социаль-периептивную и др.) и на основе этого образует обобщенный и интегративный уровень компетентности - метакомпетентность.

В отличие от рефлексивной компетентности, обеспечивающей саморазвитие на уровне преимущественно когнитивных процес­сов (мышление, сознание), аутопсихологическая компетентность является интегральным показателем способности личности к са­мокоррекции, включающим психофизиологический, психиче­ский, социальный и духовный уровни психической жизни.

Были выделены также аутопсихологические критерии зрело­сти профессиональной личности, т. е. те универсальные личностные новообразования, переводящие ее в статус личности профессионала. К таким личностным качествам относятся: мировоззренческие уста­новки (смысложизненные, ценностные ориентации и т. п.); личност­ные качества (адекватная самооценка сочетающаяся с высоким уровнем самопринятия и самоуважения, высокая мотивация дости­жений, интернальностью локуса контроля и т.д.); социально-психологические качества (коммуникативная и социально-перцептивная компетентность, социальный интеллект и т. д.).

Наряду с адекватностью и личностной зрелостью АК как операционально-технологическая составляющая профессиональ­ной компетентности госслужащего является значимым фактором успешности карьеры (А.С.Гусева, Р.Л.Кричевский).

Диагностика АК предусматривает также выделение типа ха­рактера и преобладающего стиля психологической защиты. Ве­дущая тенденция представляет собой устойчивое, стержневое ка­чество личности, уходящее корнями в тип нервной деятельности, в конституционально-заданные свойства нервной системы, и придает индивидуальную окраску стилю переживания, мышле­ния, межличностного поведения, мотивации, типу реакции на стресс, особенностей адаптационных механизмов.

Устойчивые индивидуально-личностные тенденции создают определенное русло, ограничивающее количество степеней сво­боды при формировании более высоких уровней организации личности - социальной направленности, иерархии ценностей, сознаваемой мотивации, морально-нравственных ориентиров.

Разработанная на этой методологической основе индивидуально-личностная типология базируется на сопоставлении контрастных свойств:

интроверсия-экстраверсия, тревожность - агрессивность, лабильность-ригидность, сензитивность-спонтаность.

Эти свойства соотносятся со свойствами нервной системы:

активированность-инактивированность, лабильность-инертность, динамичность возбуждения - динамичность торможения с типами нервной деятельности - слабым и сильным (Л.Н.Собчик).

Адаптация складывается в основном из двух переменных:

- тенденции к самореализации, достижению успеха и удов­летворению потребностей в противодействии средовым факто­рам, ограничивающим самореализацию личности (активная адап­тация, подгонка среды под личность);

- тенденции к повышенному самоконтролю с отказом от достижения сиюминутных потребностей ради сохранения кон­груэнтных отношений с окружением (пассивная адаптация, под­гонка личности под среду).

Гиперпроявление первого типа адаптации (сценичная само­реализация) приводит к развитию дезадаптации по социально-поведенческому типу (психопатия - неприятие социальных норм).

Гиперпроявление второго типа адаптации приводит к деза­даптации по невротическому типу (отказ от самореализации и преобладание средового давления на личность).

Внутриличностные защиты как способ разрешения конку­рирующих или конфликтных взаимодействий подструктур лич­ности:

вытеснение, игнорирование, изоляция и др. являются вто­рым, не менее важным внутренним параметром и предполагает диагностику и понимание личностью преобладаюшего типа внутриличностной защиты.

Главной функцией механизмов пси­хологической защиты является сохранение позитивного «образа Я» при любых угрожающих ему изменениях во внешнем мире (З.Фрейд, А.Фрейд). Функциональное назначение интрапсихологической защиты и ее цель заключаются в ослаблении интрапсихического конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречием между инстинктивными импульсами бессознательного и интериоризованными требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия.

Разработано восемь шкал основных защитных механизмов: подавление, замещение, реактивное образование, компенсация, отрицание, проекция, интеллектуализация, регрессия.

Механиз­мы защиты представляют разные уровни развития личности или разные уровни примитивности: отрицание, регрессия и проекция являются примитивными защитами, а интеллектуализация и ком­пенсация, напротив, представляют более высокие уровни разви­тия личности.

Р.Плутчик предлагает пять постулатов теоретиче­ской модели защиты:

1) специфические защиты образуются для совладания со специфическими эмоциями (совладание - осоз­нанные варианты бессознательных защит);

2) существует восемь основных механизмов защиты, которые развиваются для совла­дания с восемью основными эмоциями;

3) восемь основных за­щитных механизмов обладают свойствами как сходства так и по­лярности;

4) определенные типы личностных диагнозов имеют в своей основе характерные защитные стили;

5) индивид может ис­пользовать любую комбинацию механизмов защиты.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психолого-акмеологическая модель аутокомпетентности госслужащего | Закономерности развития аутопсихологической комтетентности


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.331 сек.