Понятие аутопсихологической компетентности. Психолого-акмеологическая модель аутокомпетентности на примере госслужащего.
План
АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Спецификация функций программного средства
Функциональная спецификация состоит из 3 частей:
· описания внешней информационной среды, к которой должны применяться программы разрабатываемой ПС. Тут должны быть определены на концептуальном уровне все используемые каналы ввода и вывода и все информационные объекты, к которым будет применяться разрабатываемое ПС, а также связи между этими объектами. Пример описания информационной среды - концептуальная схема базы данных.
· определение функций ПС, определенных для множества объектов этой информационной среды (такие функции будем называть внешними функциями ПС). Тут вводятся обозначения всех определяемых функций, специфицируются все входные данные и результаты выполнения каждой определяемой функции. Также определяется семантика каждой из этих функций.
· описание нежелательных (исключительных) ситуаций, которые могут возникнуть при выполнении программ ПС, и реакций на эти ситуации, со стороны программы. Тут должны быть перечислены все существенные случаи, когда ПС не сможет нормально выполнить ту или иную функцию (с точки зрения внешнего наблюдателя).
Аутопсихологическая компетентность как готовность и способность личности к самопознанию, саморазвитию и самореализации предполагает осознание человеком собственных индивидуальных и личностных особенностей, а также понимание того, как надо действовать на основе знания самого себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и в контексте профессионально деятельности.
Аутопсихологическая компетентность - это понимание своих сильных и слабых сторон, владение технологиям саморазвития и самореализации.
Проведенный анализ позволяет выделить акмеологические задачи, решаемые посредством аутокомпетентности в следующих практических сферах деятельности:
- экстремальные ситуации в военном деле (аутопсихологическая подготовка космонавта, летчика, оператора РВСН, авиадиспетчера, сотрудника спецподразделений и др.
- саморегуляция эмоциональных состояний, достижение состояний психологической готовности к преодолению экстремальных факторов, способность к оперативному мышлению, антиципации, к срочной актуализации знаний для принятия решений и др.);
- спорт (аутопсихологическая подготовка спортсмена -достижение оптимальных психологических состояний в спортивной деятельности);
- медицина, социальная работа (аутопсихологическая подготовка врача и социального работника - преодоления эффекта «эмоционального выгорания», овладение технологией эмпатии по отношению к больному, клиенту);
- образование (аутопсихологическая подготовка педагога -формирование эффективной аутомодели педагогической деятельности: навыки эффективного психологического контакта с обучаемыми, саморегуляция деструктивных психологических состояний и др.);
- искусство (овладение актерским мастерством по Станиславскому - система аутопсихологической подготовки актера; психологическая подготовка музыканта-исполнителя и музыканта-педагога);
- наука (аутопсихологическая подготовка ученого-исследователя - овладение технологиями творческого мышления);
- политика (аутопсихологическая подготовка политика -овладение ораторским искусством, навыками профессионального коммуникатора);
- управление (аутопсихологическая подготовка кадров управления - развитие управленческих способностей, организационно-управленческих навыков, навыков принятия управленческого решения на разных уровнях управленческой иерархии др.).
Очевидно, что данный набор не ограничивается лишь выделенными выше сферами деятельности. Практически любая профессиональная деятельность требует решения акмеологических задач, включенных в систему профессиональноважных качеств. Варьированию подлежит лишь объем и значимость аутопсихологической компетентности в рамках той или иной профессиональной деятельности.
Нами разработана типологизация акмеологических задач в структуре аугопсихологической компетентности, которая включает:
1. Коммуникативные задачи. В соответствии с разработанными моделями коммуникативного акта предполагается решение следующих задач (со стороны каждого из коммуникаторов): эффективный обмен информацией (способность передавать информацию и адекватно ее воспринимать); овладение базовыми навыками коммуникаций; способность к бесконфликтному общению и т. д.
Для современных политических лидеров актуальными являются следующие коммуникативные задачи: умение выступать не только в малых группах, но и перед массовыми аудиториями: владение ораторскими навыками на уровне личной психологии: идентификация с различными социальными группами, связь с целевыми группами, норма и отклонение в речи лидеров, культура речи и этикет; умение целенаправленно употреблять ключевые слова, в том числе стереотипы (или фразы-саундбайты); доминанта индивидуальности (Я) в речи политических лидеров; сила аффективного компонента речи; использование диалогизма или монологизма речи; умение распознавать и использовать речевую реакцию партнеров политического лидера по общению (речевая обратная связь), а также кинесика (жесты), паралингвистика (вокализация, тон, тембр), экстралингвистика (темп речи).
2. Социально-перцептивные задачи. Овладение психологической проницательностью; понимание психологического содержания действий, поступков и других внешних проявлений личности; прогнозирование возможных способов поведения других людей в контексте тех или иных жизненных или профессиональных ситуаций; проектирование целесообразных и разумных способов обращения с другими людьми в контексте соответствующих жизненных и профессиональных ситуаций; управление формированием собственного имиджа, способность к пониманию других людей и адекватности восприятия друг друга, овладение психологическим мышлением и т. д. Приоритетность и содержание аутопсихологической компетентности выделенных задач определяются особенностями межличностного познания внутри профессиональных групп, а также той диадической системой, в которой они функционируют: «учитель - ученик»; «ученик -ученик»; «руководитель - подчиненный»; «ребенок - взрослый»; «пациент - врач»; «пациент - терапевт». Характерной чертой социально-перцептивных задач является их высокая неопределенность, сложность, неполнота и противоречивость условий формирования. Всякий человек уникален и неповторим как личность, что исключает стандарты при межличностном понимании.
3. Управленческие задачи. Выявлены зоны аутопсихологической компетентности при принятии управленческого решения: оценка области личной компетенции, уровня значимости предстоящего решения, реалистичности его осуществления, позитивных последствий при решении и негативных последствий отказа от принятия решения. В алгоритме принятия решения АК состоит в определении цели, идентификации и анализе проблем, генерировании идей и анализе альтернатив, выборе решения, реализации цели, оценке исполнения и вскрытия особенностей процесса принятия решений личной ответственности, принятия в ряде случаев вынужденных решений, действия в условиях неопределенности.
АК в этой сфере предполагает: развитие профессиональных управленческих способностей, осуществление психологического воздействия, реализацию лидерского потенциала, развитие навыков психологической проницательности, способности к принятию управленческих решений и др.
4. Экстремальные задачи. Выделяется особого рода компетентность руководителя в условиях антикризисною управления, которая имеет комплексный характер и проявляется в наличии: специальных знаний о кризисах в организации, причинах их возникновения, динамических характеристиках изменения, а также психологических знаний о закономерностях индивидуальной групповой деятельности, поведения и общения людей в кризисных ситуациях; психологические умения осуществлять консолидированное влияние на персонал с целью адекватной мобилизации на преодоление кризисов; специальные личностно-профессиональные (сила личности, психологическая устойчивость во левое, интеллектуальное и другие преимущества) и нравственные качества, обеспечивающие лидерское поведение, способствующее формированию доверия персонала, что обусловливает высокую эффективность антикризисного управления. Развитие психологической компетентности руководителя в ситуации антикризисного управления необходимо осуществлять в соответствии разработанным системным описанием на основе общих психолого-акмеологических алгоритмов. Основными факторами успешности являются развитие лидерских качеств и умений, конкретных характеристик психологической компетентности, повышение психологической устойчивости и готовности к деятельности в условиях кризиса.
5. Когнитивные задачи. Оценка собственного когнитивного стиля; способность к совмещению разнородных мыслительных действий; проектирование; алгоритмизация мыслительных действий; гибкое проектирование, прогнозирование будущих действий; ситуативное проектирование приемов мыслительной деятельности; развитие профессиональной памяти.
6. Рефлексивные задачи. Способность к интеллектуальной и личностной рефлексии, самокритике и принятию критики в свой адрес, к оценке собственных эмоциональных состояний, состояний других людей, к оценке своей продуктивности и др. Способность осуществлять рефлексивное прогнозирование состоит в том, что в качестве прогнозируемого искомого выступают только свойства познаваемого материального объекта, но и с мыслительный процесс, с помощью которого осуществляется познание самого объекта с целью совершенствования профессиональной деятельности. Определены основные психолого-акмеологические особенности рефлексивного прогнозирования управленческих кадров: формирование единого проблемного поля, соотнесение с прошлой, реальной и будущей профессиональной практикой, целеполагание последующих управленческих ре-нений, шагов, прогнозирование хода событий, способность творческого регулирования будущей деятельности, создание рефлексивной среды, соотнесение результатов прогнозирования с объективными критериями различных уровней формирующегося прогнозирования искомого.
7. Креативные задачи. Способность к нестандартному решению задач, генерированию новых идей и способов решения проблемы, самобытности мышления, оценка собственного творческого потенциала, жизнетворчество - как переход на новые уровни личностного развития и др.
8. Организаторские задачи. Овладение самоменеджментом (самоорганизацией); навыки внутрикомандной организации, управления временным ресурсом и др.
9. Конфликтологические задачи.Способность человека в конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта; развитие инновационного мышления; осведомленность о диапазоне возможных стратегий конфликтующих сторон; умение оказать содействие в реализации конструктивного взаимодействия в конкретной конфликтной ситуации. Аутопсихологическая компетентность специалиста-конфликтолога включает: готовность к профессиональному и личностному риску; готовность к открытому диалогу с оппозицией; рефлексивность собственных границ (эмоционально-психологических, интеллектуальных, организационных, функциональных и т. д.); высокую степень стрессоустойчивости и овладение техниками и методами работы с фрустрацией и дистрессом; способность перевода социально-негативных конфликтов в социально-позитивные.
10. Смысложизненные задачи. Осознание текущих и перспективных смысложизненных ценностей и задач; выделение вершин в своем личностном и профессиональном развитии; понимание акме; формулировка смысложизненных проблем.
11. Собственно аутопсихологические задачи. Выработка оптимальной модели саморегуляции; знание индивидуально-типологических особенностей; овладение аутопсихологическими способностями; выработка оптимальных моделей поведения п решение профессионально-личностных задач и др.
Важным этапом акмеологического исследования аутопсихологической компетентности является построение акмеологической модели, включающей реальные и идеальные связи изучаемой предметной области.
Модель в акмеологии проектирует соотношение настоящего и будущего, которого еще нет в реальной действительности, способ движения к этому будущему, который определяется внешней и внутренней детерминацией.
Предмет акмеологии - изменение реального предмета (оригинала) от наличного стартового состояния к идеальному «финишному». При этом существенно важно, что наличное состояние исследуется, а желательное, целевое - проектируется согласно теоретическим принципам и основаниям.
Идеальные объект или модель включают интеграл наличного состояния личности, способа его изменения (развития) и его финишное состояние. Исходя из данных посылок, акмеологическая модель продуктивного развития аутопсихологической компетентности должна отражать процесс становления и развития государственного служащего как профессионала через уровни его осведомленности о своих реальных и потенциальных способностях, содержании Я-концепции, умениях, навыках саморегуляции, способности к профессиональному самоопределению и самореализации.
Акмеологическую модель продуктивного развития аутопсихологической компетентностиможно представить как процесс овладения способами и средствами саморазвития на базе реалистичного самосознания и высокого уровня саморегуляции.
Интегрированными показателями АК выступают в субъективном плане - гибкость, адаптируемость, приспособляемость, способность реализовать собственный потенциал, интернальность; в объективном плане - профессиональная успешность и эффективность за счет внутренней активности и ответственности за собственное развитие; оптимальность поведения как интеграция самостоятельности и умения учитывать прошлый опыт, а также мнение других.
При разработке модели были учтены современные подходы к изучению индивидуальности как совокупности соматического и психического компонентов; динамической и содержательной компоненты; единства познавательных процессов и уровня знаний или опыта. Принципы личностно-ориентированного профессионального образования включают:
- признание приоритета индивидуальности, самоценности обучаемого, который изначально является субъектом профессионального процесса;
- технологии профобразования во всех его ступенях соотносятся с закономерностями профессионального становления личности;
- содержание профобразования определяется уровнем развития современных социальных, информационных, производственных технологий и будущей профессиональной деятельностью;
- профобразование имеет опережающий характер, что обеспечивается формированием социально-профессиональной компетентности и развитием экстрафункциональных качеств будущего специалиста;
- действенность профессионально-образовательного процесса определяется организацией учебно-пространственной среды;
- личностно-ориентированное профобразование максимально обращено к индивидуальному опыту обучаемого, его потребностям в саморазвитии, самоопределении и самоорганизации.
Качество знаний о себе и эффективные навыки саморазвития являются результирующими индикаторами сформированности аутопсихологической компетентности; методы диагностики, обучения, коррекции, развития - составляющими процесса достижения эталонного состояния аутопсихологической компетентности. Программно-целевая направленность данной модели понимается как ориентированность всей системы на воссоздание целостного феномена аутопсихологической компетентности для специалиста конкретного вида профессиональной деятельности -государственной службы.
По своей сути акмеологическая модель продуктивного развития АК является инновационной моделью, отражающей процесс качественных изменений в развитии человека как субъекта собственной активности, благодаря которым он приобретает способность достигать более высоких личностно-профессиональных результатов. В модели заложены стадии продуктивного развития АК: проблемно-ориентированный анализ, проектирование эталонного состояния, планирование изменений, реализация изменений. В ходе реализации данной модели возможно осуществление следующих функций в продуктивном развитии АК:
· проблемно-ориентированный анализ АК: выявление сильных и слабых сторон индивидуально-типологических особенностей, потенциала и ресурсов саморазвития;
· поиск и оценка возможностей развития АК (решения актуальных проблем саморазвития);
· проектирование индивидуальных траекторий саморазвития, создание аутоинновационной внешней и внутренней среды;
· стратегическое планирование саморазвития:
· операциональное планирование саморазвития;
· построение организационной структуры реализации саморазвития;
· осуществление саморазвития;
· контроль и корректировка процесса саморазвития.
Акмеологический подход позволяет рассматривать аутопсихологическую компетентность специалиста-профессионала в системе государственной службы как форму и результат целостного проявления индивидных, личностных особенностей человека, высший уровень его развития как субьекта профессиональной деятельности, обеспеченность уровней развития аутокомпетентности единством
Ø аутопсихолотических процессов (самопознания, самоуправления, самореализации, самоактуализации),
Ø подсистем развития (базовая, особенная, специальная аутокомпетентность).
В акмеологической модели отражена способность человека к развитию своей аутопсихологической компетентности. Модель показывает, что способность к управляемому саморазвитию является функцией нескольких интегральных переменных:
ü чувствительности к объективным потребностям изменений (внутренним и внешним);
ü чувствительности к возможностям развития (знание своего потенциала, использование внешних ресурсов развития);
ü внедренческого потенциала, понимаемого как способность эффективно использовать выявленные возможности для повышения своей АК.
Высокий уровень развития аутопсихологической компентносги делает ее самостоятельным фактором психического развития (наряду с генотипическим и средовым). Аутопсихологическая компетентность из следствия интегрального развития становится причиной дальнейшего самосовершенствования специалиста.
Акмеологическая модель позволяет в нагляднойформе представить акмеологический образ аутопсихологической компетентности, изучить внутренние отношения, свойства, принципы строения и описать их как обший «вид композиции».
При этом аутопсихологическая компетентность понимается как развитие интраиндивидной активности субьекта, направленной на повышение «уровня овладения технологиями индивидуальных достижений» и «уровня овладения теххнологиями самоорганизации». Достижение способности к саморазвитию определяется, с одной стороны, уровнем овладения средствами самоорганизации, с другой - уровнем овладения современными технологиями и программами социальных, социально-психологических, профессиональных достижений, обеспечивающих человеку достаточную автономность и как следствие активную внешне социальную позицию.
В акмеологической модели продуктивного развития АК отражен процесс акмеологического проектирования - создания и внедрения инновационной системы развития аутопсихологической компетентности.
В технической отрасли знаний проектирование традиционно понимается как подготовительный этап производственной деятельности. Оно предназначено для решения актуальной технической проблемы, основ) которого составляет изобретение; в процессе проектирования моделируется некий объект действительности: итоговый проект приспособлен к массовому производств) (тиражированию).
Под педагогическим проектированием понимается целенаправленная деятельность по созданию проекта как инновационной модели образовательно-воспитательной системы, ориентированной па массовое использование. На примере акмеологического проектирования развития АК показаны не только теоретические основания развития АК (теоретическая модель), но и методы, способы, алгоритмы внедрения инновационной модели в практику.
Аутопсихологическая компетентность включает:
1) осознание человеком структуры и содержания Я-концепции;
2) понимание собственных индивидуально - типологических особенностей характера, личности, психических процессов;
3) осознание преобладающего типа своей психологической защиты, выделение продуктивных и непродуктивных способов защит, преобразование их в копинг-стратегии совладающего поведения.
В соответствии с моделью развитие аутопсихологической компетентности происходит в интрапсихическом пространстве, включающем следующие интегративные параметры: динамические подструктуры личности; внутриличностные защиты как способ разрешения конкурирующих или конфликтных взаимодействий подструктур личности; ведущие личностные тенденции как эмоционально-динамические паттерны поведения, основанные на темпоральных характеристиках и влияющие на характер и тип адаптации. На основе данной модели становится возможным построение индивидуально-личностной модели саморазвития.
Развитие аутокомпетентности рассматривается как достижение различных уровней осознанности самого себя и своих возможностей сквозь призму трех параметров: наличие мотивации к саморазвитию, знания (информированность), практические навыки самоизменения (новое поведение) и выражается в четырех уровнях: бессознательная аутонекомпетентность, осознанная аутонекомпетентность, осознанная аутокомпетентность, бессознательная аутокомпетентность.
Как фактор успешной профессионализации аутопсихологическая компетентность обеспечивает концентрацию индивидуального опыта под решение профессиональных задач. Оптимизация внутренних возможностей происходит в процессе самопреобразующей деятельности, включенной в контекст решения профессиональных задач. Субъект профессиональной деятельности овладевает своими индивидуальными и личностными особенно стями как средствами эффективной реализации профессиональной деятельности. Развитие АК осуществляется при этом на различных уровнях: субъекта профессионализации, личности профессионала, когнитивных процессов, эмоционально-волевом и поведенческом уровнях.