русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Психолого-акмеологическая модель аутокомпетентности госслужащего


Дата добавления: 2013-12-24; просмотров: 3988; Нарушение авторских прав


Понятие аутопсихологической компетентности.

Технологии развития аутопсихологической компетентности.

Диагностика индивидуально-личностных типологических особенностей.

Понятие аутопсихологической компетентности. Психолого-акмеологическая модель аутокомпетентности на примере госслужащего.

План

АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Спецификация функций программного средства

 

Функциональная спецификация состоит из 3 частей:

 

· описания внешней информационной среды, к которой должны применяться программы разрабатываемой ПС. Тут должны быть определены на концептуальном уровне все используемые каналы ввода и вывода и все информационные объекты, к которым будет применяться разрабатываемое ПС, а также связи между этими объектами. Пример описания информационной среды - концептуальная схема базы данных.

 

· определение функций ПС, определенных для множества объектов этой информационной среды (такие функции будем называть внешними функциями ПС). Тут вводятся обозначения всех определяемых функций, специфицируются все входные данные и результаты выполнения каждой определяемой функции. Также определяется семантика каждой из этих функций.

 

· описание нежелательных (исключительных) ситуаций, которые могут возникнуть при выполнении программ ПС, и реакций на эти ситуации, со стороны программы. Тут должны быть перечислены все существенные случаи, когда ПС не сможет нормально выполнить ту или иную функцию (с точки зрения внешнего наблюдателя).

 

 

Аутопсихологическая компетентность как готовность и спо­собность личности к самопознанию, саморазвитию и самореали­зации предполагает осознание человеком собственных индивиду­альных и личностных особенностей, а также понимание того, как надо действовать на основе знания самого себя в различных жиз­ненных ситуациях, в том числе и в контексте профессионально деятельности.



Аутопсихологическая компетентность - это понимание своих сильных и слабых сторон, владение технологиям саморазвития и самореализации.

 

Проведенный анализ позволяет выделить акмеологические задачи, решаемые посредством аутокомпетентности в следующих практических сферах деятельности:

- экстремальные ситуации в военном деле (аутопсихологическая подготовка космонавта, летчика, оператора РВСН, авиа­диспетчера, сотрудника спецподразделений и др.

- саморегуляция эмоциональных состояний, достижение состояний психоло­гической готовности к преодолению экстремальных факторов, способность к оперативному мышлению, антиципации, к срочной актуализации знаний для принятия решений и др.);

- спорт (аутопсихологическая подготовка спортсмена -достижение оптимальных психологических состояний в спортив­ной деятельности);

- медицина, социальная работа (аутопсихологическая под­готовка врача и социального работника - преодоления эффекта «эмоционального выгорания», овладение технологией эмпатии по отношению к больному, клиенту);

- образование (аутопсихологическая подготовка педагога -формирование эффективной аутомодели педагогической дея­тельности: навыки эффективного психологического контакта с обучаемыми, саморегуляция деструктивных психологических со­стояний и др.);

- искусство (овладение актерским мастерством по Стани­славскому - система аутопсихологической подготовки актера; психологическая подготовка музыканта-исполнителя и музыкан­та-педагога);

- наука (аутопсихологическая подготовка ученого-иссле­дователя - овладение технологиями творческого мышления);

- политика (аутопсихологическая подготовка политика -овладение ораторским искусством, навыками профессионального коммуникатора);

- торговля (аутопсихологическая подготовка продавца -Умение овладеть вниманием покупателя, навыки психологиче­ского воздействия, убеждения, эффективная самопрезентация, навыки профессионального коммуникатора);

- управление (аутопсихологическая подготовка кадров управления - развитие управленческих способностей, организационно-управленческих навыков, навыков принятия управленче­ского решения на разных уровнях управленческой иерархии др.).

Очевидно, что данный набор не ограничивается лишь выде­ленными выше сферами деятельности. Практически любая про­фессиональная деятельность требует решения акмеологических задач, включенных в систему профессиональноважных качеств. Варьированию подлежит лишь объем и значимость аутопсихологической компетентности в рамках той или иной профессиональ­ной деятельности.

 

Нами разработана типологизация акмеологических задач в структуре аугопсихологической компетентности, которая включает:

1. Коммуникативные задачи. В соответствии с разработан­ными моделями коммуникативного акта предполагается решение следующих задач (со стороны каждого из коммуникаторов): эф­фективный обмен информацией (способность передавать инфор­мацию и адекватно ее воспринимать); овладение базовыми навы­ками коммуникаций; способность к бесконфликтному общению и т. д.

Для современных политических лидеров актуальными явля­ются следующие коммуникативные задачи: умение выступать не только в малых группах, но и перед массовыми аудиториями: владение ораторскими навыками на уровне личной психологии: идентификация с различными социальными группами, связь с целевыми группами, норма и отклонение в речи лидеров, культу­ра речи и этикет; умение целенаправленно употреблять ключевые слова, в том числе стереотипы (или фразы-саундбайты); доми­нанта индивидуальности (Я) в речи политических лидеров; сила аффективного компонента речи; использование диалогизма или монологизма речи; умение распознавать и использовать речевую реакцию партнеров политического лидера по общению (речевая обратная связь), а также кинесика (жесты), паралингвистика (во­кализация, тон, тембр), экстралингвистика (темп речи).

2. Социально-перцептивные задачи. Овладение психологи­ческой проницательностью; понимание психологического содер­жания действий, поступков и других внешних проявлений лично­сти; прогнозирование возможных способов поведения других людей в контексте тех или иных жизненных или профессиональ­ных ситуаций; проектирование целесообразных и разумных способов обращения с другими людьми в контексте соответствую­щих жизненных и профессиональных ситуаций; управление фор­мированием собственного имиджа, способность к пониманию других людей и адекватности восприятия друг друга, овладение психологическим мышлением и т. д. Приоритетность и содержа­ние аутопсихологической компетентности выделенных задач оп­ределяются особенностями межличностного познания внутри профессиональных групп, а также той диадической системой, в которой они функционируют: «учитель - ученик»; «ученик -ученик»; «руководитель - подчиненный»; «ребенок - взрослый»; «пациент - врач»; «пациент - терапевт». Характерной чертой со­циально-перцептивных задач является их высокая неопределен­ность, сложность, неполнота и противоречивость условий фор­мирования. Всякий человек уникален и неповторим как личность, что исключает стандарты при межличностном понимании.

3. Управленческие задачи. Выявлены зоны аутопсихологической компетентности при принятии управленческого решения: оценка области личной компетенции, уровня значимости пред­стоящего решения, реалистичности его осуществления, позитив­ных последствий при решении и негативных последствий отказа от принятия решения. В алгоритме принятия решения АК состоит в определении цели, идентификации и анализе проблем, генери­ровании идей и анализе альтернатив, выборе решения, реализации цели, оценке исполнения и вскрытия особенностей процесса принятия решений личной ответственности, принятия в ряде случаев вынужденных решений, действия в условиях неопределенности.

АК в этой сфере предполагает: развитие профессиональных управленческих способностей, осуществление психологического воздействия, реализацию лидерского потенциала, развитие навы­ков психологической проницательности, способности к приня­тию управленческих решений и др.

4. Экстремальные задачи. Выделяется особого рода компетентность руководителя в условиях антикризисною управления, которая имеет комплексный характер и проявляется в наличии: специальных знаний о кризисах в организации, причинах их возникновения, динамических характеристиках изменения, а также психологических знаний о закономерностях индивидуальной групповой деятельности, поведения и общения людей в кризис­ных ситуациях; психологические умения осуществлять консоли­дированное влияние на персонал с целью адекватной мобилиза­ции на преодоление кризисов; специальные личностно-профессиональные (сила личности, психологическая устойчивость во левое, интеллектуальное и другие преимущества) и нравственные качества, обеспечивающие лидерское поведение, способствующее формированию доверия персонала, что обусловливает высокую эффективность антикризисного управления. Развитие психологической компетентности руководителя в ситуации антикризисного управления необходимо осуществлять в соответствии разработанным системным описанием на основе общих психолого-акмеологических алгоритмов. Основными факторами успеш­ности являются развитие лидерских качеств и умений, конкрет­ных характеристик психологической компетентности, повышение психологической устойчивости и готовности к деятельности в условиях кризиса.

5. Когнитивные задачи. Оценка собственного когнитивного стиля; способность к совмещению разнородных мыслительных действий; проектирование; алгоритмизация мыслительных дей­ствий; гибкое проектирование, прогнозирование будущих дейст­вий; ситуативное проектирование приемов мыслительной дея­тельности; развитие профессиональной памяти.

6. Рефлексивные задачи. Способность к интеллектуальной и личностной рефлексии, самокритике и принятию критики в свой адрес, к оценке собственных эмоциональных состояний, состоя­ний других людей, к оценке своей продуктивности и др. Способность осуществлять рефлексивное прогнозирование состоит в том, что в качестве прогнозируемого искомого выступают только свойства познаваемого материального объекта, но и с мыслительный процесс, с помощью которого осуществляется по­знание самого объекта с целью совершенствования профессио­нальной деятельности. Определены основные психолого-акмеологические особенности рефлексивного прогнозирования управленческих кадров: формирование единого проблемного по­ля, соотнесение с прошлой, реальной и будущей профессиональной практикой, целеполагание последующих управленческих ре-нений, шагов, прогнозирование хода событий, способность твор­ческого регулирования будущей деятельности, создание рефлек­сивной среды, соотнесение результатов прогнозирования с объ­ективными критериями различных уровней формирующегося прогнозирования искомого.

7. Креативные задачи. Способность к нестандартному ре­шению задач, генерированию новых идей и способов решения проблемы, самобытности мышления, оценка собственного твор­ческого потенциала, жизнетворчество - как переход на новые уровни личностного развития и др.

8. Организаторские задачи. Овладение самоменеджментом (самоорганизацией); навыки внутрикомандной организации, управления временным ресурсом и др.

9. Конфликтологические задачи.Способность человека в конфликте осуществлять деятельность, направленную на мини­мизацию деструктивных форм конфликта; развитие инновацион­ного мышления; осведомленность о диапазоне возможных стра­тегий конфликтующих сторон; умение оказать содействие в реа­лизации конструктивного взаимодействия в конкретной кон­фликтной ситуации. Аутопсихологическая компетентность спе­циалиста-конфликтолога включает: готовность к профессиональ­ному и личностному риску; готовность к открытому диалогу с оппозицией; рефлексивность собственных границ (эмоциональ­но-психологических, интеллектуальных, организационных, функциональных и т. д.); высокую степень стрессоустойчивости и овладение техниками и методами работы с фрустрацией и ди­стрессом; способность перевода социально-негативных конфлик­тов в социально-позитивные.

10. Смысложизненные задачи. Осознание текущих и перспективных смысложизненных ценностей и задач; выделение вершин в своем личностном и профессиональном развитии; понимание акме; формулировка смысложизненных проблем.

11. Собственно аутопсихологические задачи. Выработка оп­тимальной модели саморегуляции; знание индивидуально-типологических особенностей; овладение аутопсихологическими способностями; выработка оптимальных моделей поведения п решение профессионально-личностных задач и др.

Важным этапом акмеологического исследования аутопсихологической компетентности является построение акмеологической модели, включающей реальные и идеальные связи изучаемой предметной области.

Модель в акмеологии проектирует со­отношение настоящего и будущего, которого еще нет в реальной действительности, способ движения к этому будущему, который определяется внешней и внутренней детерминацией.

Предмет акмеологии - изменение реального предмета (оригинала) от на­личного стартового состояния к идеальному «финишному». При этом существенно важно, что наличное состояние исследуется, а желательное, целевое - проектируется согласно теоретическим принципам и основаниям.

Идеальные объект или модель вклю­чают интеграл наличного состояния личности, способа его изме­нения (развития) и его финишное состояние. Исходя из данных посылок, акмеологическая модель продуктивного развития аутопсихологической компетентности должна отражать процесс становления и развития государственного служащего как профес­сионала через уровни его осведомленности о своих реальных и потенциальных способностях, содержании Я-концепции, умени­ях, навыках саморегуляции, способности к профессиональному самоопределению и самореализации.

Акмеологическую модель продуктивного развития аутопсихологической компетентностиможно представить как процесс овладения способами и средствами саморазвития на базе реали­стичного самосознания и высокого уровня саморегуляции.

Ин­тегрированными показателями АК выступают в субъективном плане - гибкость, адаптируемость, приспособляемость, способ­ность реализовать собственный потенциал, интернальность; в объективном плане - профессиональная успешность и эффектив­ность за счет внутренней активности и ответственности за собст­венное развитие; оптимальность поведения как интеграция само­стоятельности и умения учитывать прошлый опыт, а также мне­ние других.

При разработке модели были учтены современные подходы к изучению индивидуальности как совокупности соматического и психического компонентов; динамической и содержательной компоненты; единства познавательных процессов и уровня зна­ний или опыта. Принципы личностно-ориентированного профес­сионального образования включают:

- признание приоритета индивидуальности, самоценности обучаемого, который изначально является субъектом профессио­нального процесса;

- технологии профобразования во всех его ступенях соот­носятся с закономерностями профессионального становления личности;

- содержание профобразования определяется уровнем раз­вития современных социальных, информационных, производст­венных технологий и будущей профессиональной деятельностью;

- профобразование имеет опережающий характер, что обеспечивается формированием социально-профессиональной компетентности и развитием экстрафункциональных качеств бу­дущего специалиста;

- действенность профессионально-образовательного процесса определяется организацией учебно-пространственной среды;

- личностно-ориентированное профобразование максимально обращено к индивидуальному опыту обучаемого, его потребностям в саморазвитии, самоопределении и самоорганизации.

Качество знаний о себе и эффективные навыки саморазви­тия являются результирующими индикаторами сформированности аутопсихологической компетентности; методы диагностики, обучения, коррекции, развития - составляющими процесса дос­тижения эталонного состояния аутопсихологической компетент­ности. Программно-целевая направленность данной модели по­нимается как ориентированность всей системы на воссоздание целостного феномена аутопсихологической компетентности для специалиста конкретного вида профессиональной деятельности -государственной службы.

По своей сути акмеологическая модель продуктивного раз­вития АК является инновационной моделью, отражающей про­цесс качественных изменений в развитии человека как субъекта собственной активности, благодаря которым он приобретает спо­собность достигать более высоких личностно-профессиональных результатов. В модели заложены стадии продуктивного развития АК: проблемно-ориентированный анализ, проектирование эта­лонного состояния, планирование изменений, реализация изме­нений. В ходе реализации данной модели возможно осуществле­ние следующих функций в продуктивном развитии АК:

· проблемно-ориентированный анализ АК: выявление сильных и слабых сторон индивидуально-типологических осо­бенностей, потенциала и ресурсов саморазвития;

· поиск и оценка возможностей развития АК (решения ак­туальных проблем саморазвития);

· проектирование индивидуальных траекторий саморазви­тия, создание аутоинновационной внешней и внутренней среды;

· стратегическое планирование саморазвития:

· операциональное планирование саморазвития;

· построение организационной структуры реализации са­моразвития;

· осуществление саморазвития;

· контроль и корректировка процесса саморазвития.

Акмеологический подход позволяет рассматривать аутопсихологическую компетентность специалиста-профессионала в сис­теме государственной службы как форму и результат целостного проявления индивидных, личностных особенностей человека, высший уровень его развития как субьекта профессиональной деятельности, обеспеченность уровней развития аутокомпетентности единством

Ø аутопсихолотических процессов (самопознания, самоуправления, самореализации, самоактуализации),

Ø техноло­гий (диагностика, коррекция, развитие, совершенствование),

Ø под­систем развития (базовая, особенная, специальная аутокомпетентность).

В акмеологической модели отражена способность человека к развитию своей аутопсихологической компетентности. Модель показывает, что способность к управляемому саморазвитию яв­ляется функцией нескольких интегральных переменных:

ü чувст­вительности к объективным потребностям изменений (внутрен­ним и внешним);

ü чувствительности к возможностям развития (знание своего потенциала, использование внешних ресурсов развития);

ü внедренческого потенциала, понимаемого как способность эффективно использовать выявленные возможности для повышения своей АК.

Высокий уровень развития аутопсихологической компентносги делает ее самостоятельным фактором психического развития (наряду с генотипическим и средовым). Аутопсихологическая компетентность из следствия интегрального развития становится причиной дальнейшего самосовершенствования спе­циалиста.

Акмеологическая модель позволяет в нагляднойформе пред­ставить акмеологический образ аутопсихологической компе­тентности, изучить внутренние отношения, свойства, принципы строения и описать их как обший «вид композиции».

При этом аутопсихологическая компетентность понимает­ся как развитие интраиндивидной активности субьекта, направ­ленной на повышение «уровня овладения технологиями индиви­дуальных достижений» и «уровня овладения теххнологиями само­организации». Достижение способности к саморазвитию опреде­ляется, с одной стороны, уровнем овладения средствами самоор­ганизации, с другой - уровнем овладения современными техно­логиями и программами социальных, социально-психологи­ческих, профессиональных достижений, обеспечивающих чело­веку достаточную автономность и как следствие активную внеш­не социальную позицию.

В акмеологической модели продуктивного развития АК от­ражен процесс акмеологического проектирования - создания и внедрения инновационной системы развития аутопсихологиче­ской компетентности.

В технической отрасли знаний проектиро­вание традиционно понимается как подготовительный этап про­изводственной деятельности. Оно предназначено для решения актуальной технической проблемы, основ) которого составляет изобретение; в процессе проектирования моделируется некий объект действительности: итоговый проект приспособлен к мас­совому производств) (тиражированию).

Под педагогическим проектированием понимается целенаправленная деятельность по созданию проекта как инновационной модели образовательно-воспитательной системы, ориентированной па массовое использование. На примере акмеологического проектирования развития АК показаны не только теоретические основания развития АК (теоретическая модель), но и методы, способы, алгоритмы вне­дрения инновационной модели в практику.

Аутопсихологическая компетентность включает:

1) осознание человеком структуры и содержания Я-концепции;

2) понимание собственных индивидуально - типологиче­ских особенностей характера, личности, психических процессов;

3) осознание преобладающего типа своей психологической защиты, выделение продуктивных и непродуктивных способов защит, преобразование их в копинг-стратегии совладающего по­ведения.

В соответствии с моделью развитие аутопсихологической компетентности происходит в интрапсихическом пространстве, включающем следующие интегративные параметры: динамиче­ские подструктуры личности; внутриличностные защиты как способ разрешения конкурирующих или конфликтных взаимо­действий подструктур личности; ведущие личностные тенденции как эмоционально-динамические паттерны поведения, основан­ные на темпоральных характеристиках и влияющие на характер и тип адаптации. На основе данной модели становится возможным построение индивидуально-личностной модели саморазвития.

Развитие аутокомпетентности рассматривается как дости­жение различных уровней осознанности самого себя и своих воз­можностей сквозь призму трех параметров: наличие мотивации к саморазвитию, знания (информированность), практические навы­ки самоизменения (новое поведение) и выражается в четырех уровнях: бессознательная аутонекомпетентность, осознанная аутонекомпетентность, осознанная аутокомпетентность, бессозна­тельная аутокомпетентность.

Как фактор успешной профессионализации аутопсихологи­ческая компетентность обеспечивает концентрацию индивиду­ального опыта под решение профессиональных задач. Оптимиза­ция внутренних возможностей происходит в процессе самопре­образующей деятельности, включенной в контекст решения про­фессиональных задач. Субъект профессиональной деятельности овладевает своими индивидуальными и личностными особенно стями как средствами эффективной реализации профессиональ­ной деятельности. Развитие АК осуществляется при этом на раз­личных уровнях: субъекта профессионализации, личности про­фессионала, когнитивных процессов, эмоционально-волевом и поведенческом уровнях.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Спецификация качества программного средства | Диагностика индивидуально-личностных типологических особенностей


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.255 сек.