русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Закономерности развития аутопсихологической комтетентности


Дата добавления: 2013-12-24; просмотров: 758; Нарушение авторских прав


Технологии развития аутопсихологической компетентности

Выделяется несколько уровней развития (базовый, особен­ный, единичный) аутопсихологических знаний и навыков:

I. 1. Базовый (универсальный) обеспечивает аутокомпетентность на общечеловеческом уровне - включает информирован­ность: в области типологий личности и характера, умение иден­тифицировать свои типологические особенности, что обеспечи­вает понимание своих сильных и слабых сторон, преобладающих типов поведения, эмоциональных реакций и других особенностей характера: в области своих базовых ценностей, убеждений и доставлений - это дает понимание детерминированности (при­чин) стратегий профессионального и жизненного поведения, а также открывает возможности для их коррекции и совершенствования.

2. Особенный- обеспечивает аутокомпетентность на социально-профессиональном уровне - понимание себя (своих индивидуальных особенностей) как представителя профессии, возрастной, половой группы, а также других социально-ролевых идентификаций (семейных, групповых, национальных и т. д.). Вклю­чает информированность и практические навыки (на примере профессиональной аутокомпетентности): в области личностно-профессионального соответствия требованиям профессии, своих сильных и слабых сторон, ограничений, потенциальных зон раз­вития; в области развития недостающих или недостаточно выра­женных ПВК, профессионального мышления, памяти, эмоцио­нальной устойчивости, стрессоустойчивости и т. д.

3. Единичный - обеспечивает аутокомпетентность на инди­видуальном уровне с точки зрения психологических ограничений и акмеологических резервов развития. Включает информирован­ность: о глубинных детерминантах поведения, бессознательных комплексах, установках и возможности их рационализации; в об­ласти технологий развития творческого потенциала, нацеленного на оптимальное профессиональное самоопределение, самоактуа­лизацию и самореализацию.



Наиболее общая закономерность развития АК отражает ее влияние и взаимосвязь с развитием субъекта как творца собст­венной активности. Эта взаимосвязь выражается в том, что, вы­ступая субъектом развития опыта собственной активности, чело­век совершенствует и развивает свою аутопсихологическую компетентность.

Общая закономерность психического развития состоит в движении от малодифференцированной к сложнодифференцированной целостности. Развитие аутопсихологической компетентности как свойства субъекта, отвечающего за внутрисубъективное развитие, с этой точки зрения можно представить в двухвекторной модели:

с одной стороны, наращивание процессов внутренней дифференциации - углубление самопознания, рас­ширение Я-концепции и т. д.,

с другой стороны - развитие интеграционных процессов, скрепляющих вновь образующиеся части в единое целое личности (процессы самоопределения, самореали­зации, самоактуализации).

Гетерохронность развития АК проявляется в наличии инди­видуальных вариантов формирования компонентов структуры АК, что определяется возрастными, профессиональными, психо­физиологическими факторами. Закон перерастания развития в саморазвитие заключается в том, что на определенном этапе жиз­ни собственная самость открывается перед человеком как пред­мет отношения и творческого преобразования.

Возрастные закономерности развития АК базируются на общих закономерностях психического развития, выражаемых в понятиях созревания, роста, развития. Каждый возраст можно ха­рактеризовать как специфический с точки зрения совокупной вы­раженности процессов интраиндивидной активности (самопозна­ния, самопонимания, самооценки, саморазвития, самореализа­ции), а также содержания АК в зависимости от решаемых жиз­ненных и профессиональных (в зрелом возрасте) задач.

Закон бесконечности развития АК основан на понимании того факта, что человек создает теорию самого себя при своей жизни, которая носит принципиально незавершенный характер: пока человек жив, с ним еще может что-то случиться, он еще мо­жет сам что-либо сделать, либо измениться внутренне, хотя бы теоретически переосмыслив пройденный путь.

Выявлена взаимозависимость процессов «развития изнутри» и «развития извне» в становлении АК. Взаимодействие внешнего (расширение жизни индивидуального сознания, возникновение нового личностного опыта за счет интерсоциальных связей) и внутреннего (последовательного и постоянного тождества себя с самим собой и развития изнутри) векторов развития АК обуслов­лено следующей закономерностью: активизация интраиндивидных процессов (дифференциация и интеграция) происходит в ситуации социального запроса, решения жизненных (профессиональных) задач.

Внешняя среда делает вызов человеку, в ответ на который актуализируются и совершенствуются процессы аутопсихологической компетентности, открывающие новые потенциалы и ресурсы развития личности.

Циклические закономерности в развитии АК состоят в том, что АК претерпевает качественные изменения в периоды норма­тивных и ненормативных кризисов развития человека.

Линейные и нелинейные закономерности в развитии АК за­дают аутопсихологические стратегии поиска и реализации нового ресурса, потенциала. Линейность развития личности характери­зуют спонтанные процессы развития АК, обусловленные возрас­тной динамикой. Развитие АК в рамках нелинейных процессов развития личности имеет более сложный характер и обусловлено значимыми акмеособытиями в жизни человека.

Психофизиологические закономерности развития АК осно­ваны на действии функциональной асимметрии полушарий (ФАЛ) и отражают взаимосвязь уровня развития АК и типа ФАП. Дифференциально-типологические закономерности разви­тия АК показывают взаимозависимости между содержанием АК и должностным уровнем, а также специализацией госслужащих. Это связано с различной значимостью акмеологических задач для госслужащих разных должностных уровней и соответственно не­обходимостью развития у них различных аутопсихологических компетенций (групп психических качеств и свойств). Данные за­кономерности состоят в приоритетном проявлении различных ипостасей АК в профессиональной деятельности госслужащего (например, большая развитость коммуникативных навыков и меньшая - когнитивных); в различии уровней развития АК у гос­служащих различных специализаций.

Социально-психологические закономерности развития АК показывают взаимозависимости между развитием АК и эталон­ными требованиями к личности госслужащего, заложенными в корпоративной культуре, между развитием АК и социальным статусом госслужащего.

Организационно-психологическая закономерность в разви­тии АК госслужащих раскрывает зависимость между развитие АК и действием защитных механизмов: развитие АК ограничен недостаточно полным осознанием своих недостатков и слабых связано с работой механизмов психологический за­шиты и других блокирующих механизмов.

Психологическая закономерность развития АК состоит в том, что люди с высокой степенью акцентуированного характе­ра имеют низкий уровень развития аутопсихологической компе­тентности.

Профессионально-карьерные закономерности отражают взаимозависимость уровня развития аутопсихологической компе­тентности и карьерно-должностного статуса госслужащего и про­являются в значимой взаимосвязи между должностью, числом подчиненных, стажем руководства и уровнем развития АК, в зна­чимой взаимосвязи уровня АК и оценки карьеры, оценки реали­зации своего потенциала.

Социально-демографические закономерности развития АК состоят в том, что у мужчин госслужащих уровень развития ау­топсихологической компетентности статистически значимо (на уровне 1%) выше, чем у женщин.

Когнитивные закономерности отражают взаимозависимость показателей аутопсихологической компетентности в когнитивной сфере и эффективности профессиональной деятельности: разви­тие когнитивных способностей руководителей (различных про­цессов и механизмов мышления, памяти, внимания) госслужбы повышает их аутопсихологическую компетентность в принятии управленческих решений, решении проблемных ситуаций и т. д., что в целом делает более эффективной их профессиональную деятельность в целом.

Разработаны стратегии саморазвития, необходимые для эф­фективной профессиональной деятельности госслужащего.

1. «Стратегия постановки целей»- комплекс умений в поста­новке дальних и ближних целей.

2. «Стратегия оптимального ситуативного управления» - умение анализировать свой и чужой опыт, использовать собственные успешные стратегии поведения, конструктивно перерабатывать неудачи.

3. «Стратегия психологического переключения» - умение переходить из одного психологического состояния в другое в соот­ветствие с ситуацией.

4. «Стратегия поддержания позитивного самоотношения» - умение сохранять самообладание, уверенность и самоуважение в неблагоприятных ситуациях.

5. «Мета-стратегия» - умение внутренне раздвоиться на «акте­ра» и «зрителя», актуализировать «наблюдателя», наблюдать за собой по ходу действия, корректировать со стороны свое состоя­ние и поведение.

6. «Стратегия противодействия психологическому давле­нию»- умение сохранить целостность автономность Я, позитив­ное самовосприятие в условиях манипулятивных воздействий, недопущение реактивного поведения.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Диагностика индивидуально-личностных типологических особенностей | Уровни восприятия данных


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.501 сек.