В отличие от финансовых результатов показатели рентабельности это показатели относительные. С их помощью в ходе анализа можно дать оценку эффективности использования менеджментом предприятия всех его ресурсов. Показатели рентабельности позволяют сравнивать уровень достигнутой предприятием эффективности в динамике. Кроме того, эти показатели позволяют сравнивать между собой различные предприятия на уровне отраслей. Сравнение предприятий родственной направленности или со схожей структурой активов или капитала является дополнительным инструментом в управлении эффективностью бизнеса.
Рентабельность предприятия определяется соотношением различных показателей прибыли с показателями доходов (выручки), активов, капитала. Поскольку существует большое количество базовых и аналитических показателей прибыли, доходов, активов и капитала, на практике может быть сформировано достаточно большое количество показателей рентабельности, образующих целую систему показателей. Среди них можно выделить:
- рентабельность продаж – Return on Sales (ROS);
- рентабельность активов - Return on Assets (ROA);
- рентабельность капитала - Return on Investment (ROI);
В зависимости от целей и направления анализа используются различные показатели этой системы. В учебной литературе и различных методических материалах можно встретить различный набор показателей рентабельности и различные подходы к методике их формирования.
Базовым показателем рентабельности является показатель ROE (Return on Equity). Этот показатель позволяет оценить соотношение между чистой прибылью, заработанной предприятием за период с величиной собственного капитала.
ROE = ЧП/Ксоб
Данный показатель рентабельности является наиболее общим показателем эффективности бизнеса, поскольку отражает уровень его доходности, образованный за счёт вложения собственных средств и поэтому является наиболее значимым для инвесторов. Если разделить показатель чистой прибыли на количество акций, то получается показатель прибыли на одну акцию, который должен отражаться в отчёте о прибылях и убытках и рассчитываться в соответствии с методическими указаниями к ПБУ4. Информация о прибыли на одну акцию является чрезвычайно ценной для инвесторов (акционеров), поскольку показывает им, насколько выгодны их вложения в данный бизнес.
Анализ показателей рентабельности проводится различными способами. Среди них можно выделить факторный анализ с использованием приёмов элиминирования и интегрального метода. В общем виде любой показатель рентабельности может быть представлен в виде двухфакторной мультипликативной модели:
Р = а/в,
где Р – рентабельность, результативный показатель;
а и в – это факторы, определяющие уровень показателя рентабельности.
Для того, чтобы увеличить возможности анализа и сделать его детализированным, количество факторов в факторной модели может увеличиваться в зависимости от целей анализа и модель из двухфакторной может быть превращена в трёх-, четырёх- и более факторную. Это один из способов, применяемых в различных направлениях экономического анализа.
Помимо традиционного факторного анализа в анализе рентабельности широко используется метод, который называют «методом Дюпон» или «пирамидой Дюпон» (Du Pont).
Данный метод был разработан группой специалистов корпорации "Дюпон" в двадцатые годы прошлого столетия.
Если рассматривать финансовые показатели изолированно друг от друга, часто бывает трудно выявить причинно-следственные связи, существующие между общими и частными показателями и поэтому высока степень вероятности их неверной интерпретации. Усилия специалистов корпорации были направлены на выявление связей между обобщающими показателями эффективности и частными показателями, характеризующими отдельные стороны деятельности предприятия. В результате был разработан метод, который позволяет не только увидеть связи между показателями, но и управлять уровнем рентабельности с учётом знания тенденций различных частных показателей эффективности. Система показателей Дюпон в первую очередь позволяет исследовать способность предприятия эффективно генерировать прибыль, реинвестировать ее, наращивать обороты.
Метод Дюпон называется также пирамидой, поскольку вершиной, характеризующей деятельность предприятия, является рентабельность инвестиций (ROI), а в основании пирамиды находятся все остальные показатели. Спускаясь от вершины к основанию, мы переходим от финансовых показателей к производственным. Таким образом, модель показателей Дюпон охватывает всю финансово – производственную деятельность предприятия. (Рис. 1).
Показатель ROI отличается от показателя ROE тем, что в его числителе сохраняется чистая прибыль, а в знаменателе используется не только собственный капитал, а все инвестиции, полученные за счёт как собственных так и заёмных источников финансирования. Таким образом, показатель ROI отражает уровень рентабельности, заработанной с учётом всех источников финансирования.
Предприятия разрабатывают различные модели Дюпон, в наибольшей степени соответствующие их профилю и целям.
На практике наибольшее распространение получили 2-х, 3-х т 5-ти членные модели, основанные на разложения показателя ROE.
Значение показателя ROE может быть получено из отчёта о прибылях и убытках и из баланса, в котором содержится информация о размере капитала. Путём разложения показателя ROE можно увидеть его связь с большим количеством других показателей. В расчётах балансовые данные усредняются.