Вы, вероятно, сразу определите, что' за траектория изображена на бланковке на с. 40 и в чем, соответственно, величие стоящей перед нами задачи.
Наша задача — проанализировать изображенную кривую и выявить на ней точки, которые окажутся ближайшими к обширным территориальным секторам — фокальные точки. Для этого будем ставить иглу циркуля поочередно в каждое пересечение линий прямоугольной сетки, наложенной на бланковку, а второй иглой (или грифелем) каждый разотыскивать ближайшую на траектории и соединять точки прямым отрезком.
Совет. Рациональнее всего линейку прикладывать к иглам циркуля, не отрывая игл от бумаги (фото); иначе легко «потерять» направление отрезка, прежде чем он будет прочерчен.
Работа поначалу может показаться очень трудоемкой. Но глаза страшат, а руки делают. К тому же скоро вы поймете, что по мере выполнения работы (если делать ее с умом — то есть начать с краев листа), она все быстрее начинает выполняться сама собой. И игра, поверьте, стоит свеч. Мы часто жалуемся, что, в отличие от физиков, химиков и даже биологов, которые на своих уроках могут показывать наглядные, яркие опыты, мы на уроках не имеем в арсенале специфически географических экспериментов. Выполняемая работа по эффектности своего результата сопоставима с брызгами физических искр или бурной химической реакцией.
Когда будете давать эту работу ученикам, чтобы избежать возможных «сплошных» (системных) ошибок в самом начале, потренируйте их: пусть они найдут ближайшие к траектории точки от пунктов, обозначенных буквами (см. вариант бланковки внизу), и проведут соответствующие линии. Если ошибок не будет (см. ключ на с. 41), можно переходить к поиску и прорисовке кратчайших расстояний от каждого пересечения линий прямоугольной сетки до траектории.
Тренировочный вариант бланковки
Подобную работу хорошие школьники, не успевшие еще растерять чертежные и геометрические навыки, выполняют за полчаса. А ребята на прошлогодних наумовских летних сборах победителей региональных олимпиад в Пущине расчертили мне свои бланковки за 15—20 минут. Для учителей же географии, в которых схоластика действующих программ порой заглушает здравость мышления и естественность навыков, работа иногда оказывается сложноватой. Тогда лучший помощник и консультант — коллега, учитель математики. Математики, уже по своему складу мышления, лучше нас владеют общеметодологическими аналитическими навыками.
Бланковка для проведения географического эксперимента по U-образным конфигурациям
Прежде чем начать работу на этой бланковке, ксерокопируйте ее!Используйте копии для постановки урока-эксперимента по географии
Так должна быть расчерчена тренировочная бланковка
Возможны варианты, когда от одной точки ктраектории может быть проведено сразунесколько одинаково кратчайших линий.
Пунктиром показана неправильно проведенная линия
Что эксперимент выявил?
На с. 42 приведен требуемый результат работы (в общих чертах)*. Вы уже поняли, в чем смысл результата: мы математически обосновали положение крупнейших волжских**городов (помните обещанное в конце лекции 3 в № 19?). Они-то и стоят в локальных экстремумах волжской долины (или близ этих экстремумов), в местах, куда неизбежно — в условиях равнинной и лишенной резких контрастов местности — сходятся множественные межместные связи.
Как наглядно, как ярко высвечиваются географические положения миллионеров Казани, Самары, Волгограда!
Сколь ясной теперь становится фронтовая, передовая роль Волгограда в критические моменты истории России (оборона Царицына 1918 г., Сталинградская битва 1942—1943 гг.). И сколь ясной — тыловая роль Самары (убежище Комуча в 1918 г., предполагаемое место для эвакуации столицы из Москвы в 1941 г. /знаменитый, и так и не потребовавшийся, бункер Сталина в Самаре стал ныне музеем/).
А рядом с Самарой (соответствующей точке U в примере 62) — со своим скромным букетиком связей Сызрань(воплощение точки u2).
Четко обозначаются географические положения Твери, Костромы, Саратова, Астрахани.
Всё ли вполне четко и чисто в результатах эксперимента? Нет ли странных нарушений правила принципиальной схемы VIII? Принимая во внимание, что географическая реальность сложна и никогда не представляет собой идеальной экспериментальной площадки, можно сказать, что эксперимент с Волгой дал почти великолепные по четкости результаты Сравнительно мало случаев, не вписывающихся в правило. Но они, разумеется, есть.
Что осталось непонятным по результатам эксперимента?
Разберем два вида «странных» случаев. Первый вид нарушений правила — когда к точке на Волге «тянется» большой территориальный сектор (множество линий), а город здесь недостаточно велик или даже непомерно мал. Второй вид — когда к довольно большому городу тянется лишь очень незначительный сектор.