русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

ПРИМЕР 63 (Эксперимент)


Дата добавления: 2013-12-24; просмотров: 835; Нарушение авторских прав


Вы, вероятно, сразу определите, что' за траектория изображена на бланковке на с. 40 и в чем, соответственно, величие стоящей перед нами задачи.

Наша задача — проанализировать изображенную кривую и выявить на ней точки, которые окажутся ближайшими к обширным территориальным секторам — фокальные точки. Для этого будем ставить иглу циркуля поочередно в каждое пересечение линий прямоугольной сетки, наложенной на бланковку, а второй иглой (или грифелем) каждый разотыскивать ближайшую на траектории и соединять точки прямым отрезком.

Совет. Рациональнее всего линейку прикладывать к иглам циркуля, не отрывая игл от бумаги (фото); иначе легко «потерять» направление отрезка, прежде чем он будет прочерчен.

Работа поначалу может показаться очень трудоемкой. Но глаза страшат, а руки делают. К тому же скоро вы поймете, что по мере выполнения работы (если делать ее с умом — то есть начать с краев листа), она все быстрее начинает выполняться сама собой. И игра, поверьте, стоит свеч. Мы часто жалуемся, что, в отличие от физиков, химиков и даже биологов, которые на своих уроках могут показывать наглядные, яркие опыты, мы на уроках не имеем в арсенале специфически географических экспериментов. Выполняемая работа по эффектности своего результата сопоставима с брызгами физических искр или бурной химической реакцией.

Когда будете давать эту работу ученикам, чтобы избежать возможных «сплошных» (системных) ошибок в самом начале, потренируйте их: пусть они найдут ближайшие к траектории точки от пунктов, обозначенных буквами (см. вариант бланковки внизу), и проведут соответствующие линии. Если ошибок не будет (см. ключ на с. 41), можно переходить к поиску и прорисовке кратчайших расстояний от каждого пересечения линий прямоугольной сетки до траектории.

Тренировочный вариант бланковки

Подобную работу хорошие школьники, не успевшие еще растерять чертежные и геометрические навыки, выполняют за полчаса. А ребята на прошлогодних наумовских летних сборах победителей региональных олимпиад в Пущине расчертили мне свои бланковки за 15—20 минут. Для учителей же географии, в которых схоластика действующих программ порой заглушает здравость мышления и естественность навыков, работа иногда оказывается сложноватой. Тогда лучший помощник и консультант — коллега, учитель математики. Математики, уже по своему складу мышления, лучше нас владеют общеметодологическими аналитическими навыками.



Бланковка для проведения географического эксперимента по U-образным конфигурациям Прежде чем начать работу на этой бланковке, ксерокопируйте ее! Используйте копии для постановки урока-эксперимента по географии

 

Так должна быть расчерчена тренировочная бланковка Возможны варианты, когда от одной точки к траектории может быть проведено сразу несколько одинаково кратчайших линий. Пунктиром показана неправильно проведенная линия

 

Что эксперимент выявил?

На с. 42 приведен требуемый результат работы (в общих чертах)*. Вы уже поняли, в чем смысл результата: мы математически обосновали положение крупнейших волжских**городов (помните обещанное в конце лекции 3 в № 19?). Они-то и стоят в локальных экстремумах волжской долины (или близ этих экстремумов), в местах, куда неизбежно — в условиях равнинной и лишенной резких контрастов местности — сходятся множественные межместные связи.

Как наглядно, как ярко высвечиваются географические положения миллионеров Казани, Самары, Волгограда!

Сколь ясной теперь становится фронтовая, передовая роль Волгограда в критические моменты истории России (оборона Царицына 1918 г., Сталинградская битва 1942—1943 гг.). И сколь ясной — тыловая роль Самары (убежище Комуча в 1918 г., предполагаемое место для эвакуации столицы из Москвы в 1941 г. /знаменитый, и так и не потребовавшийся, бункер Сталина в Самаре стал ныне музеем/).

А рядом с Самарой (соответствующей точке U в примере 62) — со своим скромным букетиком связей Сызрань(воплощение точки u2).

Четко обозначаются географические положения Твери, Костромы, Саратова, Астрахани.

Всё ли вполне четко и чисто в результатах эксперимента? Нет ли странных нарушений правила принципиальной схемы VIII? Принимая во внимание, что географическая реальность сложна и никогда не представляет собой идеальной экспериментальной площадки, можно сказать, что эксперимент с Волгой дал почти великолепные по четкости результаты Сравнительно мало случаев, не вписывающихся в правило. Но они, разумеется, есть.

Что осталось непонятным
по результатам эксперимента?

Разберем два вида «странных» случаев. Первый вид нарушений правила — когда к точке на Волге «тянется» большой территориальный сектор (множество линий), а город здесь недостаточно велик или даже непомерно мал. Второй вид — когда к довольно большому городу тянется лишь очень незначительный сектор.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ПРИМЕР 62 | Рыбинск


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.003 сек.