русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

ПРИМЕР 7


Дата добавления: 2013-12-24; просмотров: 708; Нарушение авторских прав


Предположим, что некто решает сделать обучение в вашем классе платным и начинает продавать входные билеты в ваш кабинет. Где должен засесть этот некто? Ясно, что при входе в класс, в дверях. Чтобы сбирать плату и не пускать незаплативших. (Таков — в принципе — механизм возникновения большинства крупных городов на Земле: некий центр, захватывая ключевое положение, берет на себя функции контроля над человеческими, товарными, денежными и инфомационными потоками на определенной территории; в сущности город — это пространственный рекетир.)

Как только вы смоделируете рекетира-билетера на входе, фантазия школьников сразу разыграется. Кто-то из учеников заявит, что он не станет платить, а залезет в окно. Кто-то пообещает проломить перегородку из рекреации. Кто-то «влезет в вентиляцию». Дети, у которых воспитано чувство достоинства, скажут, что вообще тогда на уроки ходить не будут. Наиболее отчаянный пообещает дать этому некто в зубы (но не возникнет ли тогда у самого воителя соблазн сесть на отвоеванном входе с билетной книжкой и самому стать «городом на входе в страну»?).

У тех, кто понял и принял игру по географической, пространствоведческой сути, а не по форме, должны родиться свои «предпринимательские» пространственные стратегии:

— А тогда я сяду в начале прохода между первым и вторым рядами и буду сбирать плату еще и здесь.

— А я между вторым и третьим.

Это — условие для возникновения городов второго, более низкого, уровня иерархии. Если стоящий в «горном проходе» в классных дверях контролирует все пространство и собирает по копейке с каждого из тридцати «обитателей», то захватившие «устье» каждого ряда (контролирующие каналы проницаемости пространства) могут собирать по копейке с десяти.

— А я тогда полезу через парты.

— А мы не пустим — плати.

Создается основа для возникновения локальных центров низших иерархических уровней. Они могут контролировать пути лишь нескольких соучеников.



— А я не полезу: «нога болит», «юбка короткая», «лучше заплачу и пойду спокойно по проходу».

Выясняется, что хотя любое пространство при желании можно преодолеть в любом направлении, все-таки не всем и не всегда это хочется делать, и не всегда это рационально. Можно проломить перегородку, но окажется, что штраф, который потом взыщут с родителей, будет на два порядка выше, чем все входные копейки за все годы обучения. Можно лезть через парты («преодолевать гряды»), но разорванные при этом колготки принесут куда больше огорчений, чем несколько десятков копеек, заплаченных за проход.

Точно так же и в реальной географии: можно везти хрусталь коротким горным проходом, но при этом часть будет побита. Транспортники часто предпочитают везти негабаритные и опасные грузы, вести тяжелые составы не по сложным горным трассам, а, пусть и с большим крюком, в объезд — по равнине. Так дальше, но рациональнее. Пространственная связь старается пролечь по такой траектории, чтобы минимизировать издержки передвижения:

— затратить меньше энергии;

— потерять меньше вещества;

— доехать по возможности быстрее;

— заплатить меньше денег;

— испытать меньше отрицательных эмоций;

— наименее вероятно подвергнуться опасности.

Приведите пример из жизни под каждый из перечисленных критериев минимизации издержек преодоления пространства. В каких случаях какие одерживают верх над прочими?

На основе рассмотренных примеров сформулируем несколько жизненных (реалистичных) наблюдений.

1. Не бывает территории самой по себе (как в примере 6), всякое пространство в большей или меньшей степени испытывает внешние воздействия, поляризовано, имеет некоторую генеральную ориентацию на главный для него внешний объект.

2. Не бывает равной проницаемости во всех направлениях.

2а. Во всяком пространстве есть заведомо предпочтительные траектории (заготовленные природой каналы) для распространения связей.

2б. Во всяком пространстве есть препятствия, барьеры, а иногда и запретительныебарьеры для распространения связей.

Из примера 2' (лекция 1), если мы приложим его к нашему острову, выносится еще одно соображение:

3. Не бывает пространства однородного по скалярным характеристикам. А коли так, то, согласно примеру 3’ (лекция 1), из-за перепадов скалярных характеристик не могут не возникать внутренние градиенты, рождающие векторы пространственных связей.

Наиболее простым из приводимых в школьной географии примеров градиентов служит объяснение возникновения ветра (из-за разности скаляров давления). Точно таков же по своей пространственной сути механизм возникновения миграций (например, из районов с меньшим ВВП на душу в районы с большим), торговых потоков (из районов с низкой стоимостью товара в районы с более высокой ценой на него) и т.д.

Мы, в сущности, уже ввели основные понятия и категории пространственного анализа. Выберем теперь их из предыдущих наблюдений.

Основным объектом изучения в пространственном анализе являются пространственные связи (межместные взаимодействия)— проявление градиентов.

Настоящая наука изучает связи, а не объекты. Люди привыкли видеть объекты, мыслить объектно, но любой объект — порождение связей. И само рождение, и существование, и развитие любого объекта определяется связями. Вспомним диалектическую максиму: «Взаимодействие есть суть и конечная причина вещей». Мы думаем: «Есть город». Но его самого по себе нет; он есть (он зародился и существует) лишь поскольку, поскольку на него фокусируются связи.

Пространственные связи могут принимать форму некоторой линии, узкого потока (звериная тропа, дорога, река, постоянный ветер в ущелье), а могут распространяться широким фронтом (освоение новых земель, распространение биологического вида, атмосферный фронт, диффузия нововведений в сельском хозяйстве). Запомним понятия поток и фронт.

Если большинство связей на определенной местности генерируется каким-то центром (ядром) или ориентируется на него, говорят о поляризации пространства (пространство поляризовано этим ядром).

Пространственные связи ищут прямых путей. И в условиях «ровной» территории связь между двумя точками, которые характеризуются разными потенциалами, проляжет по прямой, по наиболее близкому пути. Близость (удаленность) — еще одно важнейшее понятие пространственного анализа (пример 5 в лекции 1). Но мы уже установили, что не всегда кратчайший путь — самый лучший. Связи проходят через пространство, проницаемость которого различается от места к месту (школьники проходят по физике диэлектрическую проницаемость среды и легко поймут, о чем речь). Итак: проницаемость. Есть места самой природой как бы предназначенные, чтобы по ним легко было ходить, ездить, прокладывать дороги. Таковы, например, ровная, не изрезанная оврагами степь, морской пляж, речная терраса, сама река (не замерзшая — для судов, замерзшая — для санного пути), тундра под настом.

Иногда речь идет о хорошей проницаемости во всех направлениях: ровный степной участок. Иногда — о проницаемости лишь вдоль одной предпочтительной линии: вдоль реки, по пляжу вдоль морского берега (поперек далеко не убежишь — упрешься в склон). По аналогии с физикой в первом случае можно говорить об изотропии пространства, во втором — об анизотропии и о каналах проницаемости. Каналы могут быть равнопроводимы в обоих направлениях (взад-вперед), как упомянутый уже морской пляж, а могут быть «полупроводниковыми» (одно дело — сплав по реке, другое — взводное движение; одно дело — дорожка под горку, другое — натужный подъем). Напомним также недавно приведенный нами пример из военной географии.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ПРИМЕР 6 | ПРИМЕР 10


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.004 сек.