В южной части Русской равнины наступать в восточном направлении оказывается легче, чем в западном. Из-за действия силы (ускорения) Кориолиса западный берег рек (а они здесь текут в основном на юг) обычно круче, чем восточный. Следовательно, при форсировании рек войска', находящиеся западнее, имеют естественное преимущество (См.: С.В. Рогачев. Верхнее Поднепровье и Подесенье/Образная карта России. Вып. 9//География, № 16/2005, с. 31.).
Есть места, над которыми природа словно бы специально поработала, чтобы сделать передвижения здесь трудными, а то и невозможными: лесные дебри, изрезанная оврагами территория, болото, горные нагромождения, ледяные торосы. Здесь правильнее говорить не о проницаемости, а о барьерности пространства. Так же как и каналы проницаемости, труднопроницаемые участки могут быть равнонепроницаемыми во всех направлениях, а могут быть более или менее проницаемы в одном, но практически запретительно непроницаемыми в другом, чаще всего перпендикулярном первому, направлении. В этих случаях можно говорить о выраженных пространственных барьерах.
Одни и те же реальные географические объекты могут выполнять функции и каналов проницаемости, и пространственных барьеров. Это в значительной мере зависит от ориентации объекта по отношению к пространственным связям. Например, река — это канал проницаемости или барьер?
Верхняя Волга для распространения связей Москвы в одних случаях выступает барьером, в других — каналом проницаемости.
Вспомним, что в примере 5’ (лекция 1) мы так и рассматривали Волгу: от Москвы к Астрахани — проводник, к Архангельску и Петербургу — барьер.
Вдоль горных хребтов (а это, казалось бы, несомненные барьеры), у их подножий и даже по склонам по направлению простирания хребта часто удобно тянуть пути, но поперек горного хребта и движение, и транспортное строительство очень затруднены. Возвышенность может быть досадным препятствием при переваливании через нее, а может быть природной путеводной нитью, если на ее «спине» дороге удается пройти через низменную переувлажненную (барьерную) местность.
По физическим (общегеографическим) картам Белоруссии и Центральной России отследите, как идет главная дорога, связывающая Москву с Западной Европой, Москва—Смоленск—Минск. Она всюду, где только возможно, прижимается к возвышенностям (Минская, Оршанская, Смоленско-Московская), словно боясь соскользнуть с них в болотистые, поздно обсыхающие весной низменные полесья.
Итак, еще одна важная для пространственного анализа характеристика — ориентация(экспозиция).
Территория, лежащая за барьером по отношению к некоему ядру пространственных связей, находится в относительной изоляции от этого ядра.