русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

ПРИМЕР 6


Дата добавления: 2013-12-24; просмотров: 742; Нарушение авторских прав


ЛЕКЦИЯ 2

ВОПРОСЫ и ЗАДАНИЯ

1. Объясните разницу между скалярными и векторными величинами.

2. Какие характеристики местности вы бы отнесли к скалярным? Приведите пять примеров. Какие карты школьного атласа отражают скалярные характеристики?

3. Приведите (в дополнение к приведенным в лекции примерам 1—3) три примера размещений, объясняемых скалярными характеристиками местности («вертикально» обусловленные размещения).

4. Беря за основу примеры 1', 2' и 3', придумайте сценарии преобразования ваших скалярных примеров в векторные (векторизируйте их).

5. Приведите три примера объектов или явлений, в размещении (распространении по территории) которых ведущую роль играют пространственные («горизонтальные») связи (векторы).

6. Попытайтесь на карте мира отыскать один-два примера, аналогичных примеру 5.

* Разумеется, внимательные читатели скажут, что и в первых трех примерах карты будут очень полезными. Геологическая карта и карта полезных ископаемых могут помочь в решении первого примера. Климатические и почвенная карта дадут информацию для решения второго. Почвенная карта и карта плотности населения раскроют зависимость в примере 3. Но во всех этих случаях карта будет использоваться просто как хранилище информации, и из этого хранилища будет нами считана только малая толика информации, касающаяся интересующего нас участка. Карта же как пространственная система при решении этих примеров востребована не будет.

** Чтобы сделать пример более насыщенным и красивым, обратите внимание школьников, что дико удаленные, но подвязанные к русскому ядру живыми артериями Астрахань и Архангельск стали хранителями русской традиции: из Астрахани — «самый русский» русский художник Борис Кустодиев, сказочно красив и «русcок» Астраханский кремль; неподдельно «русски» архангельские сказки Бориса Шергина и заповедник деревянного зодчества «Малые Карелы» возле Архангельска. В противоположность им Петербург, лежащий от русского ядра за шеренгами барьеров, вернее, за многослойным природным фильтром, — пожалуй, самый нерусский из русских городов.



Понятийный аппарат
пространственного анализа

Если высадить на совершенно изолированный остров с абсолютно ровной и одинаковой повсюду поверхностью десант переселенцев и равномерно развести их по территории так, чтобы на каждом квадратном километре было, например, ровно по 10 человек, то по прошествии некоторого времени мы увидим, что равномерная картина расселения преобразуется в неравномерную. Где-то произойдет сгущение населения в более или менее крупные узлы, где-то образуются слабозаселенные периферии.

Это произойдет в результате разделения труда: новому обществу потребуются изделия, которые нельзя или невыгодно производить в маленьких (по 10 человек) коллективах; потребуется торговля, возникнет необходимость в функциях управления, в более или менее профессиональном искусстве, в обучении детей и т.п. Все это приведет к сгущению части населения в крупных селах, поселках, потом — городках, городах, столице. Это, повторяем, произойдет даже в условиях идеального (придуманного) острова, не испытывающего никаких внешних влияний и не имеющего (изначально) никаких внутренних различий.

Как в итоге разместятся люди на идеальной изолированной однородной территории? Модели такого размещения — только под действием законов пространственной самоорганизациичеловечества — строит теория центральных мест, разработанная в ХХ в. немецкими учеными Вальтером Кристаллером и Августом Лёшем. Это высший пилотаж пространственного анализа*.

Теория центральных мест — своего рода научное пиршество географии, но пиршество чисто духовное, для утонченных интеллектуалов, абстракционистов от географии. На реальной территории не бывает однородности и не бывает изолированности (как бывает в поставленном, отрежиссированном физическом или химическом эксперименте). Нетрудно понять, что вся моделируемая система самоорганизации населения на идеальном острове будет кардинально переиначена, а вернее, сломана, если мы введем хотя бы некоторые реалистичные черты.

ПРИМЕР 6'

Остров находится под влиянием мощной материковой цивилизации; пусть материк-метрополия лежит с запада. Тогда вся система расселения будет ориентироваться на взаимодействия с материком. Главный узел — «вход в страну» — при прочих равных условиях расположится на западе, и вся система расселения как бы поляризуется (как железные опилки в поле магнита), cориентируется на внешний центр силы.

ПРИМЕР 6''

По острову протекает судоходная река с притоком. Тогда главные узлы будут приурочиваться к реке и, скорее всего, к ее особым точкам: месту принятия притока или к устью.

ПРИМЕР 6'''

Остров почти от края до края рассечен непреодолимым горным барьером. Тогда главный узел в конечном счете сформируется там, где этот барьер можно-таки будет объехать в узкой равнинной полоске между морем и оконечностью хребта. Но еще раньше по сторонам барьера, скорее всего, возникнут свои узелки, каждый из которых будет отвечать интересам своей половинки острова. И лишь когда — в ходе углубления разделения труда — половинки почувствуют тягу к объединению жизни, «половинчатые» столицы уступят первенство связующему узлу.

Вы можете продолжить кроить остров по своему усмотрению и рождать при этом совершенно новые резоны размещения. С удовольствием займутся этой работой (моделированием) и ваши ученики. Важно только, чтобы это не были пустые фантазии. Важно, чтобы, придумывая ту или иную поверхность острова (или придумывая внешнее окружение ему), школьники пытались мотивированно объяснять, почему при таких измысленных ими условиях главный город разместится именно здесь, а остальные — именно так. Поначалу они наговорят много ерунды. Но понемногу — лекция за лекцией (у нас), урок за уроком (у них) — будет формироваться пространственное мышление, будут вырабатываться аналитические способности.

Прежде чем отправляться в дальнее плавание по реальной карте мира, смоделируем пространство и пространственные процессы в классе.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Развивающее значение | ПРИМЕР 7


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.004 сек.