Наиболее существенную роль в регулировании экономических отношений в обществе осуществляет Федеральная налоговая служба, которая контролирует соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления налогов, своевременность их поступления, применение установленных налоговых льгот, осуществляет налоговые санкции. В нее входят Центральный республиканский орган, государственные налоговые инспекции субъектов, районов, городов. Руководитель Федеральной налоговой службы имеет статус министра.
Налоговые санкции за нарушение налогового законодательства выражаются во взыскании:
- штрафа, за отдельные нарушения – отсутствие учета объекта налогообложения, не предоставление или несвоевременное предоставление документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов;
- пени в случае задержки уплаты налога в размере 0,2% неуплаченной суммы за каждый день просрочки;
- всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) либо суммы налога за сокрытый (неучтенный) объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении – соответствующей суммы и штрафа в двукратном размере этой суммы.
При установлении судом факта умышленного сокрытия или занижения дохода (прибыли) приговором суда по иску налогового органа может быть взыскан в федеральный бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммы дохода (прибыли).
По решению Государственной налоговой службы РФ могут быть приостановлены операции налогоплательщиков по счетам в банках и иных кредитных учреждениях на срок до одного месяца в случаях не предоставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов. В случаях нарушения налогового законодательства руководителями, должностными лицами предприятий они могут привлекаться к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере до 100 кратного, установленного законом МРОТ.
Существенной формой государственного контроля за деятельностью хозяйствующего субъекта является установленный порядок лицензирования отдельных видов деятельности (перечень видов деятельности и порядок выдачи лицензий в Постановлении Правительства РФ от 27.05.93 г.). Право выдачи лицензий предоставлено местной администрации. Отказ в выдаче лицензии или нарушение сроков выдачи могут быть обжалованы через суд. Несоблюдение установленных лицензионных условий, в том числе передачи лицензии другому лицу, выпуск или продажа некачественных отваров, нарушение правил торговли, санитарных экологических норм, влекут за собой лишение лицензии. Таким образом, целью лицензирования является обеспечение безопасности государства, защита жизни, здоровья и имущества граждан.
Важным направлением государственного регулирования предпринимательской деятельности является предупреждение и ограничение монополистической деятельности, осуществляемое Федеральным антимонопольным органом и его территориальными органами, которые наделены полномочиями контроля и применения различных санкций к нарушителям, допускающим недобросовестную конкуренцию. Они вправе давать обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, о восстановлении первоначального положения, расторжении или изменении договоров, не соответствующих законодательству. При совершении двух и более нарушений, антимонопольного законодательства, Федеральный антимонопольный орган может принять решение о принудительном разделении юридического лица или выделении из него одной или нескольких организаций на базе его структурных подразделений, в судебном порядке. За невыполнение предписаний антимонопольных органов предусмотрено взыскание штрафов, возмещение причиненных убытков через суд. Законодательство предусматривает санкции и к должностным лицам, возглавляющим предприятия. По отношению к ним предусмотрено наложение штрафа до 200 МРОТ.
В условиях рыночной экономики с ее договорными ценами, определяемыми соглашением сторон, сохраняется государственное регулирование установления и применения цен на товары, работы, услуги. Для этого используется утверждение фиксированных цен на отдельные виды товаров и услуг в предусмотренных законом случаях, установление предельного размера цены, либо предельного уровня рентабельности. Ответственность за нарушение государственной дисциплины цен наступает в случаях:
- завышения государственных регулируемых цен на продукцию, товары, услуги;
- завышения оптовых цен, зарегистрированных при декларировании в органах ценообразования;
- завышения установленных надбавок к ценам;
- начисления непредусмотренных надбавок;
- не предоставления или предоставления покупателю в уменьшенном размере установленных скидок;
- включения в стоимость услуг фактически невыполненных работ или выполненных не в полном объеме;
- применения цен на комплектную продукцию при поставке не комплектной;
- не перечисления в бюджет сумм, полученных за счет превышения предельного уровня рентабельности и несвоевременного снижения цен на продукцию и т.д.
Излишние суммы, полученные в результате указанных нарушений, и штраф в таком же размере взымаются в бесспорном порядке в пятидневный срок из прибыли предприятия в доход бюджета в размере 50% - в республиканский бюджет, 50% - в местные бюджеты, суммы штрафов – во внебюджетные фонды местной администрации по месту нахождения предприятия. Суммы, подлежащие изъятию, изымаются за весь период нарушения независимо от финансового состояния предприятия. Контроль за дисциплиной цен осуществляет Государственная инспекция по контролю за ценами Комитета РФ по политике цен. Предприятие, самостоятельно выявившее нарушение цен и получившее от этого излишки, вносит их в бюджет за счет прибыли без уплаты штрафа с одновременным снижением цены.
2 Субъекты хозяйственного (предпринимательского) права