Вопрос №3 Сертификация продукции. Система управления качеством
Спецификация — деятельность органов и субъектов хозяйствования по поддержанию соответствия продукции требованиям, установленным нормативными актами, стандартами и специальными документами по сертификации.
По правовому признаку сертификация может быть:
1 Обязательной — деятельность субъектов хозяйствования по подтверждению соответствия продукции показателю, обеспечивающему для жизни, здоровья и имущества граждан.
2 Добровольное — затрагивает технические и эксплуатационные параметры, которые выгодно отличают данную продукцию от аналогов.
По процедуре проведения различают самосертификацию и сертификацию третьей стороной.
На продукцию, прошедшую сертификацию, выдается сертификат соответствия, который представляет собой документ, выданный по правилам системы сертификации и подтверждающий соответствие сертифицированной продукции требованиям нормативных актов и стандартов.
Сертифицированная продукция заносится в сертификационном центре в список изделий, разрешенных к продаже, и предприятию выдается свидетельство о признании сертификата, продукция маркируется знаком соответствия (зарегистрированный в установленном порядке знак, который по правилам системы сертификации подтверждает соответствие маркированной им продукции требованиям стандартов и нормативных актов).
Управление качеством продукции — действие по созданию, эксплуатации или потреблению продукции в целях установления обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.
Система качества представляет собой совокупность организационной структуры, ответственности, процессов и ресурсов, обеспечивающих осуществление общего руководства качеством продукции.
Она разрабатывается с учетом следующих принципов:
1 Ориентация на потребителя.
2 Продуктовый подход.
3 Охватывает все стадии жизненного цикла товара (принцип «петли качества»).
4 Сочетание обеспечения управления и улучшения качества.
5 Предупреждение проблем.
«Петля качества» — схематическая модель взаимосвязанных видов деятельности, влияющих на качество продукции на различных стадиях жизненного цикла товара:
Контроль качества продукции на промышленных предприятиях осуществляется ОТК.
В системе управления качеством ОТК выполняет 2 функции:
1 Подготовка информации о качестве выпускаемой продукции.
2 Обеспечение стабильности достигнутого уровня качества.
ОТК предусматривает выполнение следующих мероприятий:
1 Выходной контроль качества сырья, материалов, полуфабрикатов, полученных по кооперации.
2 Выходной контроль качества изготовленной продукции, соответствие ее требованиям технической документации.
3 Регулирование технических процессов.
4 Регулярное проведение заводской аттестации качества продукции.
5 Проверка оборудования и технологической оснастки на точность, разработка и внедрение систем бездефектного изготовления продукции.
В практике работы машиностроительных предприятий функции ОТК в системе управления качеством выполняются работниками следующих подразделений:
— бюро технического контроля производственных цехов;
— центральная заводская лаборатория;
— бюро рекламации.
Технический контроль — проверка соответствия продукции или процесса , от которого зависит качество продукции, установленным техническим требованиям.
Объектами технического контроля являются все составляющие процесса производства:
ТТП — технология трудовых процессов
УТ — условия труда
Контроль качества продукции бывает:
1 По стадиям жизненного цикла изделия: контроль проектирования, производства, эксплуатации.
3 По исполнителям: самоконтроль, контроль мастера. Контроль ОТК, инспекционный контроль.
4 По возможности использования продукции после контроля: разрешающий и неразрешающий.
5 По степени охвата контрольных операций: сплошной и выборочный.
6 По степени механизации контрольных операций: ручной, механизированный, автоматизированный, автоматический.
7 По способу получения и обобщения информации: расчетно-аналитический, статистический, регистрационный.
8 По времени выполнения контрольных операций: непрерывный и периодический.
9 По месту выполнения контрольных операций: стационарный, подвижной.
Статистический контроль — выборочный контроль качества продукции с использованием методов математической статистики. Применяется для входного контроля, операционного контроля готовой продукции. суть его заключается в систематических наблюдениях через определенные промежутки времени за ходом техпроцесса и нанесение результатов наблюдений на контрольные карты-графики и своевременном регулировании техпроцесса при обнаружении отклонений, вызывающих брак. Бывает одноступенчатый, двухступенчатый, последовательный.