52 – канал обслуживания занят, в очереди одна заявка,
S
k+1
канал обслуживания занят, в очереди k заявок,
Sm+1 - канал обслуживания занят, все m мест в очереди заняты.
Для получения необходимых формул можно воспользоваться тем обстоятельством, что СМО на рис.6 является частным случаем системы рождения и гибели (рис.3), если в последней принять g = m + 1 и
λi = λ, μ i= μ, (i = 0,m). (7.1)
Выражения для финальных вероятностей состояний рассматриваемой СМО можно найти из (3.2) и (3.3) с учётом (7.1). В результате получим:
р0 =(1 + ρ + ρ2 +...ρ m+1)-1 =--------ρ ; (7.2)
p k= ρ k· p 0, ( k = 1,m + 1) (7.3)
При ρ = 1 формулы (7.2), (7.3) принимают вид
p0=pk=--- , (k = 1,m + 1). (7.4)
m + 2
При m = 0 (очереди нет) формулы (7.2), (7.3) переходят в формулы (5.1) и (5.2) для одноканальной СМО с отказами.
Поступившая в СМО заявка получает отказ в обслуживании, если СМО находится в состоянии Sm+1, т.е. вероятность отказа в обслуживании заявки равна
p отк= рm+1 = ρ m+1p0. (7.5)
Относительная пропускная способность СМО равна
Q = pобс = 1 - ротк = ρ m+1p0, (7.6)
а абсолютная пропускная способность равна
A = λ·Q = λ ·(1 - ρm+1p0). (7.7)
Среднее число заявок, стоящих в очереди Lоч, находится по формуле (4.8)
Lоч = 1· р 2 + 2· р 3+…+m · pm+1 и может быть записано в виде
2 1- ρmm⋅(1- ρ)+1] Lоч=ρ [ 2⋅p0. (7.8)
(1-ρ )
При ρ = 1 формула (7.8) принимает вид
m(m + 1) L′=---------, (ρ = 1). (7 9)
2(m + 2)
Lобс- среднее число заявок, находящихся в СМО, находится по формуле(4.7)
Lобс= 1· р 1+ 1· р2 + 2·р3 +…+m·pm+1 = р 1+ Lоч и может быть записано в виде
Среднее время пребывания заявки в СМО и в очереди находится по формулам (4.9) и (4.10) соответственно.
Пример 8 .Магазин посещает в среднем 90 человек в час. Имеющийся один кассир обслуживает в среднем одного покупателя в минуту. Очередь в зал обслуживания ограничена 5 покупателями. Оценить эффективность работы СМО.
р
1-1,5
Решение.Имеем: X = 90 час-1 = 1,5 мин-1, /л = 1 мин-1, р = X//л = 1,5, m = 5. По формулам (7.2) и (7.5) находим р0 и р отк :
р0 =
=
= 0,031,
1-рm+21-(1,5)7
ротк = рm+1· p 0 ≈ (1,5)6 · 0,031 ≈ 0,354, т.е. 35,4% покупателей получают отказ в обслуживании, что недопустимо много. Среднее число людей, стоящих в очереди, находим по формуле (7.8)
Lm«(1,5) 2-------(1,5)55(1 2 1,5)i.0,031«3,457.
(1-1,5)2
очереди
находим по формуле (4.10)
Среднее время пребывания в
L
3,457
tm= —^=---------мин х2,3 мин,
т.е. t^ не очень большое. Увеличение очереди до m = 10 даёт
p 0 ≈ 0,0039, pотк ≈ 0,0336, т.е. не приводит к заметному уменьшению отказов в обслуживании. Вывод: необходимо посадить ещё одного кассира, либо уменьшить время обслуживания каждого покупателя.
Примером такой СМО может служить директор предприятия, вынужденный рано или поздно решать вопросы, относящиеся к его компетенции, или, например, очередь в булочной с одним кассиром. Граф такой СМО изображён на рис. 7.
S0
А
м
S1
А
S2
X X |
м
…
м
S/с+1
X
м
…
Рис. 7
Все характеристики такой СМО можно получить из формул предыдущего раздела, полагая в них m → ∞ . При этом необходимо различать два существенно разных случая: а) р ≥ 1; б) р < 1. В первом случае, как это видно из формул (7.2), (7.3), p0 = 0 и pk = 0 (при всех конечных значениях k). Это означает, что при t → ∞ очередь неограниченно возрастает, т.е. этот случай практического интереса не представляет.
Рассмотрим случай, когдар < 1. Формулы (7.2) и (7.3) при этом запишутся в виде
р 0= 1 -р, (8.1)
рk = pk · (1 -p), k = 1, 2,… (8.2)
Поскольку в СМО отсутствует ограничение на длину очереди, то любая заявка может быть обслужена, т.е. относительная пропускная способность равна
Q = pобс= 1.
Абсолютная пропускная способность равна
А = Х· Q = X. Среднее число заявок в очереди получим из формулы(7.8) при m → ∞
.
L04 =
ρ2 1-ρ
Среднее число обслуживаемых заявок есть
L05c=ρ ⋅Q = ρ,
а среднее число заявок, находящихся в СМО, равно
ρ
1-ρ
LCмO=Lm+Lo6c =
(8.3) (8.4)
(8.5) (8.6) (8.7)
Среднее время пребывания заявки в СМО и в очереди определяется формулами(4.9) и (4.10).
Пример 9.В билетной кассе работает один кассир, обслуживающий в среднем двух покупателей за одну минуту. Каждый час в среднем приходят покупать билеты 90 посетителей. Провести анализ работы СМО.
Решение.Имеем: X = 90 час-1 =1,5 мин-1, pi = 2 мин-1, p = X/ju = 0,75. По формуле (8.1) найдём p0
p 0= 1 -р= 1 - 0,75 = 0,25,
т.е. 25% времени кассир не занимается продажей билетов. Средняя длина очереди равна
(0,75)2
L= ρ 2=
= 2,25 покупателя,
1 - ρ 1 - 0,75 а среднее число покупателей, находящихся в СМО (т.е. у кассы), равно
ρ
= 3.
=
0,75
СмО
1 - ρ 1 - 0,75
Среднее время нахождения покупателя в СМО найдём по формуле (5.9):