Сумки, как любые другие произведения дизайна одежды, рассказывают нам не только об уровне технического прогресса, но и об образе жизни и психологии различных социальных групп. Сумка – это не только важный аксессуар, но и выражение социального статуса.
Из всех аксессуаров дамские сумочки наиболее разнообразны и имеют наиболее заметные связи с модой. Она одновременно служит символом общественного положения своей хозяйки и предметом, который соответствует определенному сезону. Каждое десятилетие появляется новый модный стиль, сейчас ведущее место на рынке дамских сумочек принадлежит итальянцам («Прада», «Гуччи», «Фенди»).
Появление сумки связано с необходимостью носить с собой различные мелкие предметы, которые не должны связывать рук. Например, римские граждане в складках тоги имели специальный карман, так называемый синус, куда они клали деньги и другие предметы. А женщины Древней Греции использовали маленькие изящные мешочки-кисеты, которые в XIX в., в эпоху увлечения классическим костюмом, послужили прототипом женской сумочки.
В Европе сумками начинают пользоваться с XI в. в виде маленьких сумок-кошельков, прикрепленных к поясу, в которые знатные дамы и кавалеры клали мелкие разменные монеты для раздачи милостыни. Эти сумки получили название l,аитоniеrе (монетник). Сумки-кисеты (для табака) были принадлежностью мужского костюма. В зависимости от ранга и имущественного состояния их владельца эти сумки делали из простого полотна, мягкой козьей кожи, замши, сукна, парчи, богато украшали вышивкой, жемчугом, разноцветными бусами и т.д.
В XIII в. наряду с подвесными сумками появляются и ручные, в основном плоские квадратной или прямоугольной формы с ручками из вышитого шнура, которые служили футлярами для молитвенников. Сумки расшивали шелком, золотыми и серебряными нитями, украшали маленькими бубенчиками и кистями.
До XV в. сумками пользовались преимущественно купцы и менялы. Непременным атрибутом их костюма был большой поясной кошель. Такие сумки-кошели были известны и на Руси.
В XV в. роль сумки в костюме меняется. Начинают различать женские и мужские сумки. Сумка становится предметом, популярным во всех слоях общества. Женщины носят сумки в виде мягких кошельков, расшитых шелком, подвешенных на длинном шнуре или цепочке к поясу.
Мужские сумки изготовляли из грубой кожи, их крепили к поясу кожаными петлями, сзади на сумке имелась петля, в которую вставлялся кинжал.
Во Франции в XIV и XV вв. мешочек для денег был принадлежностью туалета придворных. Мода поздней готики предусматривала целые коллекции мешочков разных размеров, которые носили на поясе, при этом находящиеся в них монеты звенели. Кроме того, к поясу прикрепляли связку ключей, маленький складной нож и флакончик для духов.
Мешочки, прикрепленные к поясу, сохранились и в эпоху Ренессанса.
В начале XVI в. появились сумки с рамочными замками, конструкции которых сохранились до наших дней.
В XVII в. в Европе в связи с появлением карманов в мужской и женской одежде мужчины перестали носить сумки, прикрепленные к поясу.
В XVIII в. маркизой де Помпадур была изобретена дамская сумочка под названием «ридикюль» (от фр. reticule — дамская сумка или сетка). Это была мягкая сумочка из бархата и кружева, богато украшенная. Вошедший в моду в середине XVIII в. ридикюль к началу XIX в. был просто незаменим, поскольку узкие «античные» платья того времени не предусматривали карманов и прятать всякие дамские мелочи (а также любовные письма) было некуда. Для прогулок и визитов появляются ридикюли, выполненные из дорогих мехов, вышитые серебром или золотом или сделанные целиком из серебряной или золотой кольчужной сетки. Их носили в руках, прикрепляли к поясу, вешали на шею.
Ридикюль был моден вплоть до XIX в.
В начале XIX в. в моду входят жесткие сумочки. Жесткая дамская сумка, которой постепенно возвращается ее старинное название «ридикюль», становится лидером среди сумок.
В 1930-х гг. в моду вошли простые, объемные и прочные сумки из кожи и слово «ридикюль» выходит из употребления, приобретая некий оттенок нелепости, хотя в настоящее время во многих магазинах, бутиках, на выставках можно встретить наименование «ридикюль» в перечне кожгалантерейных изделий.
В массовом сознании образ преуспевающего человека всегда ассоциировался с определенными вещами. Среди сумок к таким вещам долгое время относился портфель как символ респектабельности.
В конце 1970-х гг. в моду вошел кейс (второе название которого — дипломат) — элегантный твердый чемоданчик, ставший непременным спутником стильного мужчины, а некогда солидный портфель превратился в сумку-портфель для школьников младших классов. Сегодня он снова возвращает утраченные позиции, преобразившись в популярный портфель-планшет, отличающийся от классического портфеля более рациональной, жесткой конструкцией и отстегивающимся длинным ремнем. Устройство планшета ограничивается несколькими внутренними отделениями с молниями и без них, со специальными кармашками для ручек и визиток. Кроме того, существуют модели с карманом-футляром для мобильного телефона. Такие портфели бывают двух видов — вертикальные и горизонтальные.
Менее консервативный вариант портфеля — сумка-портфель, который является современным трансформером, плавно превращаясь в миниатюрный чемодан, крышка которого снабжена эластичными ремнями.
По-прежнему конкурентоспособным остается кейс с номерным замком. Модели кейсов условие можно подразделить на повседневные (для бумаг и канцелярских принадлежностей) и командировочные, в которых предусмотрены небольшие чехлы для одежды.
Характерной особенностью в современном дизайне сумок является их многофункциональность и способность к трансформации, т.е. выполнению нескольких предназначений. На передний план выступают новые концепции формообразования: универсальные сумки-трансформеры, сумка-кейс жесткой конструкции с мобильной системой отстегивающихся карманов или сумка-кейс, снабженная механизмом, способным превращаться в раскладной этюдник.
Ассортимент женских сумок намного разнообразнее, чем мужских. Это сумки деловые, хозяйственные, театральные, пляжные, выходные, косметички.
В последнее время Дизайнеры обратили внимание на самый консервативный аксессуар костюма — зонт.
На протяжении десятилетий менялось только декоративное оформление зонтов, материалы и конструкции. Теперь дизайнеры решили превратить зонт в многофункциональный объект дизайна: зонт-сумку, зонт-тележку.
Модные аксессуары, так же как силуэт и цвет, характеризуют стиль одежды данной эпохи. На рубеже XX и XXI вв. зонт становится исключительно важным аксессуаром, что было обусловлено не только климатическими условиями, но и новыми модными тенденциями.
Формы зонтов стали разнообразнее — квадратные, прямоугольные, овальные с двойным куполом, с двумя ручками, глубокие зонты с карманами на внутренней части купола, зонт-шляпка, зонт-трость, зонт-сумка.
Материалы для изготовления зонтов тоже стали разнообразнее — водоотталкивающий нейлон, натуральный шелк, прорезиненные и светоотражающие ткани. Кроме того, как альтернативные материалы могут использоваться прозрачный пластик, мех, кожа и трикотаж со специальной пропиткой. По цвету, зонт может сочетаться с сумкой, верхней одеждой или образовывать цветовой контраст по отношению к другим частям костюма.
Бижутерия превращается из жалких подделок под настоящие драгоценности в истинно модный аксессуар. Ее относительно невысокая цена предоставляла полную свободу как дизайнерам, так и потребителям, давая им возможности составлять самые невероятные сочетания, проявляя свой вкус и чувство юмора.
Поль Пуаре (1879-1944) одним из первых начал экспериментировать, отделывая свои модели ювелирными изделиями. Он заказыл Полю Ирибу (1883-1935) аксессуары для своей коллекции в виде подвесок. Подвеска Пуаре вскоре была дополнена янтарными сердечками, раскрашенными под овощи бусинами и каменными статуэтками Будды.
Коко Шанель также украшала одежду ювелирными изделиями, беззаботно смешивая настоящие и искусственные. «Неважно, что они настоящие, если они выглядят как стекло», - говорила она.
Ее соперница Скьяпарелли, увлекшись бижутерией, работала со своими друзьями-сюрреалистами над созданием особой сюрреалистичной линии, включавшей серьги-телефоны Сальвадора Дали и лакированные изделия в форме глаза Жана Кокто. Они выполнялись из перьев, веревок, ластиков, промокашек и даже леденцов.
Серьги-канделябры, клипсы с бриллиантами и огромные браслеты стали популярными в начале 1950-х гг. Ими увлекался Кристиан Диор.
К началу 1960-х гг. стало модным навешивать на себя многочисленные нити бус, что затем уступило очередь ювелирному искусству в стиле оп-арт. Ювелирные изделия имели геометрическую форму и в основном были белыми и черными. Этот стиль сменила ностальгия по 1930-м гг. В моду снова вошли перья, броши из пластиковых цветов и крупные декоративные серьги.
В конце 1990-х гг. вновь вернулся более умеренный стиль тонких филигранно обработанных ожерелий.