На протяжении XX века представления об ансамбле менялись. Например, в 1920-х гг. ансамблевое решение предполагало цветовое единство всего костюма: к платью или костюму подбирались в тон шляпа, перчатки, туфли, сумочка, зонтик и т. д. Цвет отделки платья повторялся в отделке дополнений.
В 1930-х гг. в условиях «великой депрессии» подобная «расточительность», подразумевавшая, что каждому платью требовалась своя шляпа, особые туфли и т.п. стала невозможна. Целостность костюма обеспечивалась за счет цветового единства аксессуаров и дополнений – сумка, туфли, перчатки, шляпа должны быть одного цвета, но этот гарнитур можно было носить с любым платьем или костюмом: например, черные туфли, шляпу и перчатки – со светлым платьем.
Ансамбль сохранял свои позиции даже во время Второй мировой войны в условиях нехватки тканей и других материалов, когда, например, тюрбан стремились сделать из той же ткани, что и блузку или сумку.
Настоящий триумф ансамбля наступил после войны в эпоху «нью лук», когда К. Диор установил четкие правила хорошего вкуса, вернув образ элегантной женщины. Платье или костюм обязательно должны были быть дополнены соответствующими шляпой, перчатками, сумкой, бижутерией. К. Диор утверждал, что «женщина без шляпы одета не полностью».
Ансамбль сохранялся в моде и в 1960-е гг. У А. Куррежа, например, обувь, перчатки и головной убор нередко были изготовлены из одного материала.
Но уже во второй половине 1960-х гг. наметился отказ от ансамбля в уличной моде, особенно в молодежных субкультурах. Например, хиппи отвергали идею тщательно подобранного и продуманного костюма, свободно смешивая элементы одежды разных стилей. Уже в начале 1970-х гг. ансамбль вытесняется комплектом.
В современной моде идея ансамбля существует скорее не подиуме, а не в реальной жизни. Требования удобства, комфорта, функциональности одежды делают прежние представления об ансамбле устаревшими.
Ансамбль как система имеет широкое применение в моделировании одежды как самое действенное средство раскрытия через художественный образ формы, развития реальной действительности, общественного вкуса и направления моды. Главное его назначение — разработка и пропаганда нового образного направления моды, творческой работы художника-модельера, новых художественных предложений.
Особую группу в повседневной одежде составляет одежда для работы. Ее стиль зависит от характера работы – не случайно сформировались понятия «деловая одежда», «деловой костюм», возникшие еще в XIX веке. Если человек работает в офисе, банке, министерстве и т.д., то к его рабочей одежде предъявляются достаточно строгие требования. Как правило, это должны быть строгий классический костюм и обувь в классическом стиле, строгие прически. В таком деловом костюме недопустимы броский макияж и привлекающие внимание украшения у женщин или яркая расцветка рубашки и галстука у мужчин. Руководство некоторых фирм требует от своих сотрудников носить одежду и аксессуары определенных марок и качества, так как внешний вид сотрудника должен соответствовать имиджу самой фирмы.
Нарядная одежда – это одежда для особых случаев: различных торжеств, приемов, праздников, и т.п. Она должна создавать особое настроение и праздничную атмосферу. По назначению нарядная одежда подразделяется на одежду для домашних торжеств, посещения театров и концертных залов, официальных торжеств (премьера, вручение премии и т.п.), официальных приемов, встречи Нового года, выпускного бала, свадьбы и т.д.
В современной моде присутствует как традиционный подход к моделированию нарядной одежды, так и нетрадиционный. Некоторые дизайнеры вообще отрицают подразделение одежды на нарядную и повседневную (минималисты и деконструктивисты). Однако традиции по-прежнему сохраняются в нарядной одежде определенного назначения: свадебной, для официальных торжеств (смокинг для мужчин, для женщин – длинное платье), официальных приемов (в этом случае особенности одежды определяются протоколом). Как и в повседневной одежде, степень модности нарядной одежды зависит и от ее назначения, и от личного выбора ее обладателя.