В композиции костюма аксессуары — сумки, перчатки, пояса, очки, зонты, бижутерия и прочее — исполняют роль не только дополнительных деталей, но и участвуют в создании общего стиля костюма. Кроме того, аксессуары живут в моде особой жизнью. С одной стороны, они обязаны «подстраиваться» к стилю одежды, с другой — у них есть собственная «внутренняя» мода, которая не всегда совпадает с идеями художников по костюму.
Иногда одни силуэты в обуви и аксессуарах задерживаются дольше того направления, которое уже сменилось в одежде, другие их опережают, прогнозируя перспективные тенденции в зарождающейся моде.
Очарование моды всегда соткано из множества мелких деталей, подбор которых должен быть обусловлен грамотностью в вопросах культуры одежды. Чувство стиля, меры и реальное отношение к окружающему миру помогают дизайнеру добиться образной завершенности целостного ансамбля: одновременно сегодняшнего — актуального, элегантного, комфортного и завтрашнего — живого, динамичного, образного и всегда привлекательного.
Новый век диктует свои правила жизни, поведения, общения, мышления. Жизнь меняется с калейдоскопической быстротой. Современному человеку, изменчивому и мобильному, очень важно иметь соответствующий имидж, который должен выделять человека на общем фоне, и способствовать его личному и профессиональному успеху. Примета нового стиля мышления — личная оригинальность и неповторимость каждого человека. Только вещи — одежда, обувь, дополнения — без их гармоничного сочетания больше не интересуют потребителя. Потенциального потребителя скорее интересует возможность казаться разным в зависимости от настроения или определенной ситуации, а этого можно достичь с помощью определенных сочетаний вещей, будь то головные уборы, одежда, украшение или очки. Вместе с новыми сочетаниями вещей человек интуитивно примеряет на себя новые образ, манеры поведения, роли. Это естественная потребность.
Дизайнеру необходимо обладать комплексным, синтетическим мышлением, остро чувствовать гармонию. Например, проектируя очки, нельзя забывать об украшениях, макияже, прическе, головном уборе.
Сумки, пояса, перчатки выполняют не только утилитарную функцию, но и, сочетаясь с одеждой и обувью, придают ансамблю одежды законченный вид.
К одежде, по конструкции сложной и перегруженной деталями, подбираются аксессуары простые по форме и декору, к более аскетичной одежде должны быть подобраны более сложные формы и декор сумок и поясов.
Головной убор занимает ведущее место среди различных дополнений. Он в гораздо большей степени, чем другие части одежды (обувь, дополнения и украшения), определяет значимость костюма в целом, его эстетическую ценность. Он завершает туалет, от его общего вида, формы, материала, цвета, отделки и украшений зависит ансамбль одежды в целом. Шляпы всегда отображали достоинство, чувство юмора, изобретательность, воображение так, что ни один другой предмет одежды не мог ни соперничать с ними, ни превзойти их. На протяжении столетий шляпы были элементом туалета, через который быстро, эффектно и броско проявлялись личность и статус владельца.
В начале XX века ходить по улице без шляпы было неприлично; их носили и в помещении, и на улице. Сейчас за редким исключением шляпы надевают по особым случаям или для защиты от холода. В начале века фасоны шляп менялись быстро – от шляп с невообразимо широкими полями до кокетливо закрученных тюрбанов. Цветы, чучела птиц, корзины с фруктами – все это можно было разместить вокруг тульи довоенной шляпы. К началу Первой мировой войны шляпы росли вверх быстрее, чем вширь: в 1917 году появилась и продолжала доминировать в 1920-е годы дамская шляпка-колокол, хотя широкие, мягкие поля были также популярны. Носили и токи, береты, канотье. К 1930-м годам сюрреализм видоизменил шляпы, частично благодаря Эльзе Скьяпарелли. Фантазия была в моде; появились тюрбаны, шляпы-треуголки, шляпы «порыв ветра» и даже шляпы, напоминающие ботинки.
Вторая мировая война вызвала большой спрос на стандартные дамские шляпки удобных фасонов, оставив мало места для творчества даже в Соединенных штатах. Однако, в 1947 году «новый облик» привел к появлению новых роскошных фасонов шляп. Канотье вернулись вместе с беретами; материалы для шляп включали фетр, соломку, тафту и фланель, их украшали ярко окрашенными перьями. Большие шляпы 1950-х годов имели широкие тульи, пока Жаклин Кеннеди в 1968 году не изменила моду, введя маленькие «таблетки».
С течением времени шляпы стали надевать лишь по торжественным случаям или из практических соображений (например, когда плохо выглядят волосы). В 1960-е годы было налажено массовое производство шляп различных фасонов. Огромный успех фильма «Четыре свадьбы и одни похороны» (1994) привел к тому, что шляпы стали надевать на свадьбы, а поп-звезды 1990-х годов начали носить бейсбольные кепки. И все же век шляп миновал. Куда бы вы не направлялись, вы можете смело обойтись без шляпы.