Ансамбль (от фр. Ensemble – вместе, сразу)— костюм, созданный по единому первоначальному художественному замыслу, где детали согласованы между собой и подчинены целому. Ансамбль — это костюм для определенного образа человека, он обладает средствами наиболее полного раскрытия художественного образа. Ансамбль имеет сложную структуру, состоящую из нескольких частей и включающую обувь, головной убор, украшения и др. Для ансамбля характерна многослойность, жесткая система взаимосвязи и обязательность одновременного ношения всех его частей.
К изделиям системы «ансамбль» относятся:
- нарядный туалет (тщательно подобранная одежда особого назначения);
- костюм для торжественных случаев;
- костюм для свадьбы;
- костюм специального назначения;
- сценический костюм.
Целостность, завершенность всегда считались одним из критериев эстетического совершенства костюма. Все части костюма, предназначенного для определенного случая, старались согласовать по цвету, рисунку тканей, отделкам и т. п. Например, в XVI веке придворное женское платье в Англии имело рукава, выполненные из той же ткани, что и юбка нижнего платья. Однако в чистом виде ансамбль сформировался в конце XIX – начале XX в., в эпоху модерна (1890-1900-е гг.). В XX в. ансамбль стал своеобразной «вершиной», к покорению которой стремились модельеры, прежде всего Кутюрье, которые в отличие от стилистов, работающих для промышленности, создавали модели для индивидуального заказчика, разрабатывая весь костюм целиком, включая шляпы, обувь, перчатки и другие дополнения. Проектирование ансамбля одежды в традиционном моделировании считается высшей точкой достижения единства художественной выразительности образа.
Проблема ансамбля является одной из важных и интересных в современном моделировании. Под ансамблем подразумевается определенная система элементов, его составляющих. Свойство же и признак наличия системы — тесная и обязательно необходимая связь частей в единое целое. Систему определяют: во-первых, цельность, т.е. присутствие начала, развития и окончания; во-вторых, единство частей по стилю, творческому почерку автора, цветовой гамме, базовой форме, структурным характеристикам, конструктивному единству, единству фактуры; в-третьих, необходимость развития системы от статики к динамике и логичность этого развития.
Художественная система ансамбля в широком смысле определяет связи костюма с человеком, его образом мышления, мировоззрением, видом деятельности, со средой, архитектурой, интерьером и т.д. Она подчиняется всем требованиям согласованности частей и целого, требованиям гармонии.
В более узком профессиональном смысле ансамбль — это система элементов костюма, подобранных по единому художественно-композиционному замыслу с соподчинением частей. Это продуманная связь одежды и дополнений, составляющая в целом костюм для определенного человека, для конкретного использования, для выражения художественного образа.
Ансамбль в отличие от комплекта, который является системой элементов, связанных между собой единством стиля, материала, назначением, и носит характер более свободной, незамкнутой структуры, обладает структурой замкнутой — жесткой, обязательной, диктующей четкие связи между элементами, его составляющими.
Все части ансамбля взаимосвязаны между собой, более того, подчинены друг другу. Это характерная особенность ансамбля, из которой вытекают два важных следствия:
1) ансамбль является наиболее сложной, четко продуманной системой организации частей костюма, где каждый элемент подчиняется единому художественно-композиционному замыслу, и изменение его составляющих нарушает весь строй, изменяет всю художественную образность ансамбля;
2) ансамбль наиболее полно и ярко выражает художественный замысел автора, является композицией с наиболее 'образной, эмоциональной формой.
В ансамбле всегда существует элемент, главенствующий над остальными, подчиненные же части могут быть неравнозначны между собой, между ними тоже строятся определенные, часто сложные, отношения.
Принципы организации ансамбля могут быть самыми различными.
Современное моделирование предлагает организацию ансамбля по принципу подчинения и выделения композиционного центра. В этом случае каждая из частей ансамбля призвана выгодно оттенить, подчеркнуть, создать "раму", направить взгляд зрителя на деталь, несущую основную эмоциональную нагрузку в ансамбле.
Построение ансамбля может быть основано и на принципе контраста, противоречия, борьбы между элементами, его составляющими. Существуют также традиционные объединения элементов в ансамбле: по фактуре, цвету, материалу.
В любом случае выбор принципа построения ансамбля зависит от художественного замысла автора, от его желания донести до зрителя тот или иной образ, раскрыть то или иное содержание, заключенное в форму ансамбля.
Закономерности гармонии, т.е. закономерности образования связей в ансамбле, играют первостепенную роль в организации костюма. Гармония управляет стабильными и мобильными элементами костюма, контролирует и регулирует их сочетание. Как бы хороши ни были формы, но если они гармонически не подходят друг другу, то их сочетание неприемлемо.
Попеременная поддержка общего ритмического движения каждого составляющего элемента формы является одним из необходимых признаков ее единства. Например, если сопоставляются две формы в костюме, то замедленный ритм одной, крупной, формы должен соответствовать ускоренному ритму другой, т.е. здесь должен действовать закон взаимодополняющей ритмики. Выявлению ритмики могут служить членения формы.
Такой принцип построения ансамбля позволяет разнообразить и делать более гибкими исходные типы моделей. Ансамбль, построенный на этом принципе, обладает большими вариационными возможностями, что особенно важно в условиях серийного производства.
В пределах ансамбля, пользуясь принципом вариационности, можно с большей или меньшей интенсивностью подвергать разработке разные элементы темы.
Главными для единства структуры ансамбля являются непрерывность развертывания основной мысли и постепенный временной показ одного образа в новых аспектах. В связи с этим ансамбль несколько нивелирует контрасты форм благодаря многократному повторению характеристики образа.
Для промышленного проектирования ансамбля необходимо иметь производство, организованное таким образом, чтобы при проектировании можно было ориентироваться на тесный контакт между разнородными предприятиями, производящими одежду, обувь и аксессуары. Проектировать ансамбль, его первоначальную форму должен художник, определяющий его принципы формообразования и степень вариационности.
Рассмотрим отдельный элемент, входящий в систему ансамбля, — обувь — микроструктуру, входящую в макроструктуру моды, роль обуви в построении системы ансамбля.
Во-первых, необходимо отметить, что в XX в. особенно возросла роль обуви и сумок в моделировании. Это произошло потому, что именно в XX в. основным конструктивным анатомическим поясом, местом крепления одежды, стал плечевой, а костюм получил неразрывную связь с пластикой фигуры человека, с его манерой двигаться, носить ту или иную вещь, с модными пропорциями и модной осанкой фигуры. Точкой же опоры, платформой, началом пластического изгиба или движения фигуры является обувь. Именно обувь задает определенный ритм пластических движений фигуры, а, следовательно, и одежды.
Анализ современного направления моды позволяет сделать следующий любопытный вывод. Самым характерным и ярким явлением, например, моды 1984—1985 гг. признается обувь на низком каблуке. После довольно длительного перерыва она появляется в предложениях на 1976—1977 гг. и становится фаворитом моды к 1985 г., подготавливая своим появлением новый устойчивый квадратный силуэт, новый модный образ — геометрической пластики в костюме, доминанту строгой и четкой прямой линии на смену мягкой, окутывающей фигуру, круглой и овальной.
Прежде всего, следует отметить, что низкокаблучная (от совсем плоского каблука в туфлях типа "балерина" высотой 10 мм до комфортного бального довольно изящного немассивного каблука высотой 30— 60 мм) обувь диктует новую постановку фигуры и новую модную пластику движения. Опора всей фигуры переносится на пятку, что влечет за собой характерный мягкий (не резкий) изгиб всей фигуры: бедра чуть вперед, плечи расправлены, голова откинута кверху, вытянута шея. Появляется активный интерес к профильному и четко сим-метрично-фасовому решению, в котором модные тенденции к геометрической пластике особенно ясно выражены. Изменяется походка. Теперь это длинный, легко скользящий, пружинистый быстрый шаг деловой женщины — полубег, подчеркивающий активность горизонтальной линии, а также клоунская походка Чарли Чаплина, кукольное — носками наружу — семенение балерины или маршеобразная поступь военного — механические, скованные, производящие впечатление статичности движения.
В это время наибольшей популярностью пользуются позы застывшие, строгие, с ярко выраженной симметрией, что подчеркивается положением ног (поставленных широко и устойчиво или плотно сомкнутых) и положением рук (чаще всего находящихся у пояса, или в карманах на бедрах, или прямо и спокойно вдоль тела).
Вся постановка фигуры и модная пластике помогают создать общий силуэт, приближающийся к стабильной форме квадрата, прямоугольника, иногда статичной трапеции.
Понижение каблука повлекло за собой визуальное укорочение ног относительно всей фигуры и ее общее уменьшение в длину. Требования соблюдения равновесия пропорций переносит места горизонтальных членений фигуры: юбки для зрительного удлинения ног поднимаются или удлиняется верхняя часть костюма до места сочленения ног с туловищем или чуть ниже.
При наличии огромного количества стилей и разнообразии предлагаемых образов можно выделить основной, ведущий, силуэт, в который вписывается большинство популярных образов, — квадрат с характерными для него горизонтальными и вертикальными линиями, четкостью симметрии, статичностью.
Головной убор, четко выраженные плечи, кокетки, погоны, четкий крой одежды, подрезы и другие конструктивные линии кроя, пояса и ремни из жестких материалов — все носит четкий геометрический характер с главенствующей горизонталью и контрастно подчеркивающей ее вертикалью. Также характерна активная симметрия и асимметрия в моде, причем именно сочетанием и контрастом их достигается наибольший эффект. Чаще всего поза манекенщицы и общий строй костюма симметричны, статичны, имеют выраженную ось симметрии, а мелочи (дополнения, фурнитура, бижутерия, аксессуары) привносят контраст и разнообразие в строгую общую форму костюма своим нарочито и подчеркнуто асимметричным расположением.
Следует отметить, однако, что сами малые формы имеют также строго геометрическую структуру и симметричны по своему построению. Эти формы либо вытянуты в длину (узкие зажимы для галстуков, броши из подчеркнуто поддельных бриллиантов, бусы и браслеты) , либо поддерживают вертикальный ритм (серьги в виде длинных капель-гроздей, галстучные булавки, броши и т.д.).
Пряжки ремней, кожгалантерейных изделий и обуви, пуговицы и прочая фурнитура также подчинены общему принципу строгости, спокойствия, симметрии и геометричности.
Необходимо также сказать и о цвете. Он играет важную роль в построении системы, подчеркивает характер образа и формы.