Особую детскую группу составляют подростки. Возраст от 14 до 18 лет является для человека сложным переходным периодом из детской жизни во взрослую. С физической точки зрения подросток уже вполне может считаться взрослым человеком — практически завершается формирование его тела, окончательно определяются рост и пропорции фигуры, у девочек развиваются внешние половые признаки. Одновременно, психология подростка остается еще на детском уровне. Это определено тем, что образ жизни ребенка в указанном возрасте принципиально не меняется. Он продолжает ходить в школу, общается в кругу своих сверстников, не имеет финансовой и социальной самостоятельности.
Такое пограничное между детской и взрослой жизнью положение рождает множество противоречий и в эмоциональном состоянии подростка, и в поведении, и в системе его самооценки, и в способе самовыражения. Этот важный психологический аспект необходимо учитывать при проектировании одежды для подростковой возрастной группы. Кроме того, нужно помнить: подросток уже самостоятельно определяет то, что хочет носить, и ему практически невозможно навязать ту одежду, которая не нравится.
Ошибочным является подход к подростковой одежде как к одежде для детей. Человек в возрасте 14—18 лет стремится подчеркнуть свою «взрослость» и отношение к себе как к ребенку воспринимает болезненно и непримиримо. Поэтому недопустимо оформление подростковой одежды в «наивном» стиле, который так «идет» непосредственности маленького ребенка.
С другой стороны, не следует при создании одежды для подростков копировать костюм для людей зрелого возраста. Подросток, одетый слишком «по-взрослому», будет выглядеть неуместно в условиях школьных занятий и молодежных развлечений. Именно поэтому так нелепо выглядят на школьных выпускных балах девушки в вычурных вечерних туалетах и юноши в строгих официальных костюмах.
Очевидно, что одежда для подростков проектируется по особым правилам, устанавливаемым в соответствии с направлениями молодежной моды, возникшей в последнее время как самостоятельное и очень специфическое явление модной индустрии.
Гардероб подростка должен составляться с учетом его образа жизни и иметь достаточное количество вещей различного назначения, которые бы удачно сочетались друг с другом. По-прежнему большая часть активной жизни подростка посвящена образованию — в школе, в училище или лицее, а также в разнообразных студиях. Для учебных занятий лучше всего подходит повседневная одежда, практичная, достаточно строгая, но не скучная. Ее ассортимент составляют блузы, майки, свитера, брюки, жакеты, жилеты, демисезонная и зимняя одежда, а для девочек — еще платья и юбки.
Зачастую дети в возрасте 14—18 лет приобретают первый опыт самостоятельной трудовой деятельности, характер которой также должен повлиять на формирование гардероба. Возможно появление в нем швейных изделий и аксессуаров классического стиля.
Для укрепления здоровья и правильного развития организма подросткам необходимо заниматься физкультурой и спортом. Это особенно актуально в наши дни, когда возросла опасность приобретения болезней, связанных с гиподинамией. Поэтому в гардеробе подростка должна присутствовать специальная спортивно-тренировочная одежда и одежда для активного отдыха.
Специфический характер приобретает одежда нарядного ассортимента. Это связано с тем, что в жизни подростка появляются новые виды развлечений: посещения дискотек и молодежных кафе, вечеринки с друзьями. Очевидно, что находясь в неформальной обстановке в кругу своих сверстников, подросток стремится выглядеть по-особому, привлечь внимание к своей внешности, выразить собственную индивидуальность и способность к эксперименту (рис. 92).
К этому стремлению следует отнестись с уважением и пониманием и создавать для подобных особых случаев одежду яркую, оригинальную, остромодную. Такая одежда, спроектированная профессиональным дизайнером по законам художественного формообразования, должна помогать развитию у молодого человека художественного вкуса, чувства меры и понимания прекрасного и уберечь его от принятия вульгарных решений при оформлении своего внешнего вида.