В возрасте 7 лет дети вступают в новый этап своей жизни. Это связано с их приходом в школу, что приносит ребенку новые обязанности, новый распорядок дня.
В возрасте 8—10 лет происходит некоторая стабилизация фигуры, так как уменьшается интенсивность роста. В этот период жизни ребенок «мужает» — развивается его костная система, укрепляется мускулатура, исчезает выпуклость живота, значительно удлиняются ноги, намечается линия талии.
Все эти изменения делают фигуру ребенка более стройной, приближенной по своим пропорциям к фигуре взрослого человека. К 10 годам жизни высота головы относится к росту как 1:6,1:6,5; а к 13—14 годам такое соотношение уже выражается как 1:7, 1:7,5.
Это приводит к тому, что одежда школьников, особенно старших школьников, может быть более разнообразной по силуэтным формам. У мальчиков одежда в основном имеет свободный прямой или полуприлегающий силуэт.
Одежда для девочек может иметь прямой, полуприлегающий, прилегающий (силуэт «X»), трапециевидный, овальный силуэт (рис. 90). Прилегающий силуэт «песочные часы» рекомендуется только для одежды школьниц старших классов, когда фигура сформирована практически окончательно.
Одежда детей школьного возраста очень разнообразна также по покрою, по пропорциям, по использованию конструктивных и конструктивно-декоративных деталей, по отделке, по применению швейных материалов и т. п.
Гардероб школьника существенно меняется, в нем происходит четкое деление изделий по назначению. Это связано с тем, что в жизни ребенка появляется множество различных видов деятельности — занятия в школе, кружках, студиях, отдых и выполнение уроков дома, активные игры на улице и в спортивных залах, посещение праздничных мероприятий и т. д.
В гардеробе детей школьного возраста должно быть достаточно большое количество разнообразных изделий. При этом желательно, чтобы все они хорошо сочетались друг с другом и давали возможность соединить их в гармоничные комплекты. Большое значение приобретают аксессуары, использование которых значительно увеличивает число возможных костюмных вариантов.
Ассортимент одежды для девочек составляют платья, сарафаны, юбки, брюки, блузы, майки, свитера, жилеты, жакеты, кофты, куртки, пальто и полупальто, плащи и т. п. Появляется специальная одежда для трудовых занятий дома и в школе — фартуки, халаты.
Ассортимент одежды для мальчиков содержит следующий перечень изделий — брюки, рубашки, майки, свитера, жилеты, пиджаки, куртки, пальто и т. д. Очевидно, что гардероб школьников уже состоит из всех видов «взрослой» одежды.
Образная выразительность повседневной одежды как для мальчиков, так и для девочек должна строиться в спортивном стиле. Этот стиль наиболее подходит роду ежедневных занятий детей школьного возраста. Все его признаки придают одежде унифицированный характер — свободные, не препятствующие движениям объемы, наличие множества функциональных деталей и элементов, использование практичных материалов, обладающих высокими гигиеническими и защитными показателями, яркий, радостный колорит, основанный на контрастных соотношениях цветов, применение характерной фурнитуры, обеспечивающей удобство застежек (рис. 91) и т. п.
В такой одежде может применяться разнообразная отделка: декоративная строчка, вышивка, набойка, аппликация, стежка, обработка шнуром или тесьмой и т. д. и т. п. В качестве рисунка декора обычно используются рекламные тексты, эмблемы, стилизованные изображения людей, животных или спортивных предметов.
Если повседневная одежда может быть решена в стиле «унисекс», то нарядные комплекты у мальчиков и девочек значительно отличаются. У мальчиков нарядная одежда чаще всего выполняется в строгом классическом стиле.
Это может быть темный костюм, состоящий из брюк и пиджака (иногда с жилетом) с белой рубашкой. Такой костюм может дополняться галстуком. Одетый подобным образом, мальчик ощущает себя почти взрослым мужчиной, что определяет сдержанность его манер, более строгое поведение, желание ухаживать за девочками.
Нарядная одежда для девочек обычно решается в романтическом стиле, что дает девочке возможность почувствовать себя женственной и нежной. Такие изделия могут иметь различный силуэт, покрой, пластику, цветовое решение.
Особенно разнообразна и богата отделка нарядных изделий для девочек. Здесь уместны, пожалуй, все виды декора — вышивка, аппликация, набойка, батик, свободная роспись, а также использование тесьмы, кружев, оборок, воланов, рюш, искусственных цветов и других отделочных элементов. Дополнить нарядную одежду девочка может некоторыми видами бижутерии — бусами, браслетами, колечками. Однако при выборе качества и количества бижутерии необходимо соблюдать меру и иметь в виду, что украшения должны быть скромными и некрупными.
Проектируя одежду для детей, необходимо помнить, что помимо всех прочих функций, которые присущи одежде для взрослых людей, детская одежда должна выполнять еще и воспитательную функцию — развивать у детей вкус и умение красиво одеваться, формировать поведенческие манеры, что делает работу модельера, создающего детские изделия, более трудной и ответственной.