Известно, что в ранний период своей жизни, т. е. с одного года до трех лет, дети активно растут. При этом не только увеличиваются размеры их тела, но и значительно изменяются пропорции телосложения.
Дети в ясельном возрасте имеют большую голову (ее высота относится к росту всего тела как 1:4 или 1:4,5), короткую шею, выпуклый живот и лопатки, короткие по отношению к длине туловища конечности. Это наглядно демонстрирует схема пропорций фигуры человека в различные возрастные периоды, изображенная на рис. 88. В начале этого периода дети только начинают ходить, и поначалу их движения довольно неуклюжие. Но уже к трем годам они активно двигаются и их действия становятся более скоординированными.
Поскольку основным занятием детей ясельной группы являются игры, одежда должна быть хорошо приспособленной для этого. Это значит, что она должна быть легкой, удобной, свободной, не сковывающей движения, иметь функциональные детали (карманы), обладать яркой образностью и способствовать созданию радостного настроения.
Примерный гардероб девочки этого возраста состоит из пижамы для сна, платьев, сарафанов, блузок, трикотажных маек, брюк различной длины, свитеров, курток, пальто, комбинезона и т. п.
В гардероб мальчика входят ночная пижама, брюки различной длины, рубашки, трикотажные майки, свитера, комбинезоны и полукомбинезоны, куртки, пальто и т. д.
Интересно, что в одежде для мальчиков и девочек ясельного возраста еще отсутствуют резкие различия по половому признаку. Это связано с тем, что их телосложение в этот период жизни почти одинаковое. И все же в одежде для девочек, если речь идет о платьях и пальто, основной формой является трапециевидная, т. е. расширенная от плеча или от линии груди. Такая форма лучше всего скрывает выпуклость живота.
Одежда для мальчиков характеризуется прямой формой или ее модификацией — овальной.
Отделка в одежде этой возрастной группы может быть разнообразной, особенно в одежде для девочек. Здесь уместно использование сборок, складок, оборок, рюш, декоративной тесьмы, кружев, вышивки с тематическими рисунками и т. п. Одежда мальчиков более сдержанна по отделке. Здесь большее декоративное значение приобретает яркая, выразительная фурнитура.
К четырехлетнему возрасту активный физиологический рост ребенка продолжается. Он уже становится стройнее, его ноги удлиняются по сравнению с длиной туловища, уменьшается выпуклость живота, уплощается грудная клетка. Отношения высоты головы к росту теперь составляют 1:5 или 1:5,5.
В телосложении мальчиков и девочек различия становятся все более заметными, что влечет за собой и отличие в формах и характере отделки одежды.
Ассортимент и основные формы одежды детей этого возраста остаются еще прежними. Однако появляются новые черты в формообразовании и оформлении одежды.
Дети в возрасте от 3 до 7 лет приучаются к самостоятельности. В частности, это выражается в том, что они уже сами одеваются без активной помощи родителей. Поэтому важно в их одежде предусмотреть удобное решение застежки. Она обязательно должна располагаться спереди. Оптимальный вариант — застежка на «молнию» или кнопки. Если в качестве фурнитуры используются пуговицы, размер их должен быть достаточным, чтобы ребенку было легко ими манипулировать.
При отсутствии застежки нужно обозначить перед изделия каким-нибудь красочным рисунком, выполненным в технике аппликации, вышивки, набойки и т. д.
Дети дошкольного возраста очень подвижны и любознательны, их игры приобретают все более спортивный характер, поэтому в их гардеробе должны присутствовать изделия, которые организуются в спортивные комплекты, — брюки, майки, свитера, куртки, комбинезоны, жилеты и т. п.
Безусловно, следует приучать дошкольников к чистоте и аккуратности, но при этом, одевая ребенка для прогулки, нужно учитывать, что он может испачкать одежду во время активных игр, и не превращать это обстоятельство в трагедию. Просто в этот период жизни в гардеробе ребенка должны появиться повседневные и нарядные изделия.
В любом случае одежда детей ясельного и дошкольного возраста должна соответствовать образу жизни и мироощущению ребенка, способствовать формированию его вкуса, фантазии, первых трудовых навыков, не мешать спортивному развитию. Ведь хорошей можно считать только ту одежду, что помогает созданию бодрого, радостного настроения.