Это понятие введено Протопоповым в работах нач. 60-х г. ( ранее эти формы назывались слитно-сюитные).
Контрастно-составные формы состоят их нескольких контрастирующих частей, во многом подобных частям циклической формы, но менее самостоятельных, идущих без перерывов и, по степени своего слияния в одно целое, образующих форму, близкую к 1ч. ( не цикличной). Эти формы гибки, разнообразны. Их сфера применения широка. Они могут содержать 2, 3, 4 и более частей, иметь или не иметь репризу. Встречаются в различных жанрах, в разные исторические периоды.
Типичная 2-х частная контрастно-составная форма бытовала в 18 веке (творчество Баха).
Токката и фуга ре минор.
Для контрастно-составных форм важны скрепляющие факторы (общность: интонации, фактура и т.д.).
Моцарт. Соната и фантазия до минор.
Здесь принцип контраста, репризность создают внутреннюю цикличность. Значительное место среди контрастно-составных форм занимают 2-х частные формы, типа медленно-быстро.
Глинка. «Руслан и Людмила», ария Руслана:
1ч. – «Времен от вечной темноты»
2ч. – «Дай, перун».
Отличительная Черта вокальной музыки – её связь со словесным текстом. Передача слов в музыке может быть речитативной и кантиленой. Для речитатива типично отсутствие распевов слогов текста. Музыкальные интонации речитатива приближаются к речевым, совпадая с ними по ритму и общей звуковысотной направленности. В них отражается характер тех речевых интонаций, который данный текст мог бы иметь.
Пример: «Митюх. А Митюх, чего орем? Вона, а я по чем знаю!» - имитация интонаций речи в речитативе из 1к. 1д. оперы Мусоргского «Борис Годунов».
В речитативе структурные закономерности музыки тесно связаны со структурой речи и форма их всецело зависит от структуры текста.
Противоположность речитативу представляет собой кантилена, то есть передача текста в обобщенно-песенной мелодии. Кантиленность предполагает, прежде всего, широкие распевы. Здесь слоги текста распеваются, то есть на некоторые из них приходится по несколько звуков мелодии. Поэтому чисто музыкальные закономерности выступают на первый план и определяют собой форму произведения.
Возможно смешение речитатива и кантиленности, то есть при явном господстве вокального начала присутствует речитативное деление слогов.
Чайковский «Средь шумного бала»,
«Забыть так скоро».
Огромную роль в вокальных произведениях играет взаимодействие ритмов стиха и мелодии. Так, например, ритм мелодии может совпадать с ритмом стиха.
Гурилев «Однозвучно звенит колокольчик»
Рахманинов «Полюбила я».
Взаимоотношения музыки и стихотворного ритма является результатом определенного прочтения стиха, путем акцентирования одних слов и сглаживания других. Музыка может следовать за текстом, когда в нем частая смена настроений и передавать общий характер всего текста в целом, не фиксирую внимание на деталях.