русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

ЦИКЛИЧЕСКИЕ ФОРМЫ.


Дата добавления: 2013-12-24; просмотров: 2721; Нарушение авторских прав


Состоят из нескольких самостоятельных по форме, контрастных по характеру частей, объединенных общим замыслом. Все части различны. Реприза отсутствует, но повторы возможны.

Слово «цикл» - от греч. – круг. Название объясняет драматургию формы – круг образов, впечатлений. Вариационный цикл не относится к циклическим формам.

Различают следующие циклические формы:

1. Сюита -бывает старинная и новая. Старинная объединяет в себе 4 танца: аллеманда, куранта, сарабанда и жига.

Аллеманда – немецкий степенный, серьезный танец в размере 4/4.

Куранта – итальянский, подвижный трехдольный танец.

Сарабанда – испанский, медленный трехдольный танец.

Жига – английский, подвижный шести дольный танец.

В основе старинной сюиты лежат контрасты (метрические и темповые). Аллеманда и жига – групповые танцы. Куранта и сарабанда – парный и сольный танцы. Композиторы часто использовали сарабанду с её суровым характером («Эгмонт», 32 вариации Бетховена). Старинную сюиту объединяет одна тональность, старинная 2-х частная форма. Иногда включаются менуэт, гавот, буре (между сарабандой и жигой). Позже вводится ария и прелюдия.

Новая сюита возникла в 19 веке и была связана с развитием программной музыки: сказочные картины, жанровые сцены, образы природы. Танцевальное начало здесь уменьшено, иногда отсутствует. Жанры: элегия, ноктюрн, марш, скерцо. Тональная свобода, но обычно первая и последняя пьеса в основной тональности.

Создатель новой сюиты – Р. Шуман («Карнавал», «Детские сцены», Мусоргский «Картинки с выставки», Римский-Корсаков «Шехеразада», Дебюсси «Детский уголок»). Часто составляют сюиты из опер, балетов, кино (Щедрин «Кармен - сюита», Чайковский «Времена года»).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА.

Бах. Английская сюита №1, Партита до минор

Шуман. Детские сцены.

Чайковский. Детский альбом.



2. Сонатно-симфонический цикл –такое циклическое произведение, которое состоит из нескольких самостоятельных, но внутренне связанных частей, из которых первая, как правило, в сонатной форме. Бывают исключения (Моцарт, 11 соната).

Сонатный цикл своими корнями уходит в старинную сюиту: сарабанда – медленная часть, менуэт – танцевальная часть сонатно-симфонического цикла, жига – скерцо. Но в сюите основной принцип – контраст – сопоставление (больше картинности), а в сонатно-симфоническом цикле – каждая часть это этап в развитии одной идеи, образа (более глубокое содержание).

Наиболее типична 3-х частность в сонате и концерте и 4-х частность в симфонии. При этом характеристика каждой части в них совпадает.

1ч. – активный, действенный характер, наполненный контрастами, драматизмом. Подвижный темп, сонатная форма.

2ч. – медленная. Характер лирический. Показ внутреннего мира человека, картин природы. Сложная 3-х частность, или вариационная форма, или сонатная без разработки.

3ч. – жанровый характер. В творчестве Гайдна, Моцарта – менуэт, у Бетховена – скерцо, у русских композиторов – вальс. Подвижный тепм. Отражение жанрово-бытовой сцены или эпизода из народной жизни.

4ч. – оживленный характер, танцевальный или маршеобразный. Торжественность, эпичность. Форма, как правило, сонатная, вариационная или рондо.

Таким образом, 4 части охватывают различные стороны действительности: драматизм (1ч.), лирика (2ч.), жанровость (3ч.), эпичность (4ч.).

Бывают исключения. Если два скерцо в симфонии, то второе скерцо играет более самостоятельную роль (Шостакович, 8 симфония).

Иногда встречается пяти частное строение: Бетховен 6 симфония, Берлиоз «Фантастическая», Чайковский 3 симфония, Шостакович 9 симфония.

Иногда – 3-х частность: Мясковский, 27 симфония. Встречаются 2-х частные циклы: Шуберт «Неоконченная», Бетховен, 23, 27, 32 сонаты, Скрябин 4 соната.

6-ти частность – Скрябин 1 симфония. 7 частность – Берлиоз симфония «Ромео и Джульетта».

Есть 1-частые симфонии: Мясковский, 21 симфония, Скрябин 5 соната, Метнер соната-воспоминание.

Тональный план представляет особый интерес: 1ч. – главная тональность, 2ч. – субдоминантовая сфера, 3ч. – главная тональность, 4ч. – главная тональность (в мажоре).

Бетховен, 5 симфония (c -As – c – C)

Моцарт, 40 симфония (g – Es – g – g)

Чайковский, 4 симфония (f – b – F – F)

5 симфония (e – D – A - E)

6 симфония (h – D – G - h)

Бородин, 2 симфония (h – F – Des - H)

Прокофьев 7 симфония (cis – F – As - Des)

Единство цикладостигается благодаря:

· Лейтмотивной системе (Бетховен, 5 симфония, Чайковский 4 и 5 симфонии).

· Интонационной связи (Бетховен, 3 симфония – моноинтонация, Чайковский, 4 симфония, 8 соната 3ч.).

· Повтору в финале тем из предыдущих частей (Бетховен 9 симфония, Дворжак, 5 симфония).

3. Смешанные (свободные) формы.В 19 веке распространились 1 частные формы, сочетающие черты нескольких типичных форм, сложившихся ранее. Это – свободные формы. Они характерны для симфонических поэм, 1 частных сонат, фантазий, рапсодий. Причина возникновения – стремление сделать форму более гибкой. Здесь обнаруживается и влияние программности.

Наиболее типично сочетание сонатности и вариационности, сонатности и цикличности.

Сонатность и вариационность.

Вариационность – типична для славянской музыки. Сочетание может быть различно.

Может преобладать вариационность (Глинка «Камаринская», Балакирев, вариации на 3 русские темы) или сонатность – в этом случае характерен производный контраст, монотематизм, жанровое преобразование одной темы (Лист Прелюды, Лист «Испанская рапсодия»).

Сонатность и цикличность.

В развернутой сонатной форме – черты цикла (стремление к единству). Подобные формы характерны для творчества Листа: симфонические поэмы, соната си минор, концерты.

Рассмотрим фортепианный концерт №1. Главная тема написана в развернутой сонатной форме (подобие 1ч. цикла). Побочная тема – как 2ч. цикла, медленная (в 3-х ч. форме). Затем звучит скерцозный эпизод в форме вариаций (разработочность как 3ч.). Основная тема – завершающий раздел, как финал, в котором проходят все темы цикла.

Соната си минор. Здесь экспозиция равнозначна 1ч. цикла. В среднем разделе – медленный эпизод (как 2ч). В конце разработки – фугато, как скерцо цикла. Реприза – финал.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА.

Прокофьев. 1-й ф-п. Концерт.

Римский-Корсаков, ф-п. Концерт.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особые случаи сонатной формы. | ФОРМЫ И ЖАНРЫ КАМЕРНО-ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ.


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.178 сек.