Состоят из нескольких самостоятельных по форме, контрастных по характеру частей, объединенных общим замыслом. Все части различны. Реприза отсутствует, но повторы возможны.
Слово «цикл» - от греч. – круг. Название объясняет драматургию формы – круг образов, впечатлений. Вариационный цикл не относится к циклическим формам.
Различают следующие циклические формы:
1. Сюита -бывает старинная и новая. Старинная объединяет в себе 4 танца: аллеманда, куранта, сарабанда и жига.
Аллеманда – немецкий степенный, серьезный танец в размере 4/4.
В основе старинной сюиты лежат контрасты (метрические и темповые). Аллеманда и жига – групповые танцы. Куранта и сарабанда – парный и сольный танцы. Композиторы часто использовали сарабанду с её суровым характером («Эгмонт», 32 вариации Бетховена). Старинную сюиту объединяет одна тональность, старинная 2-х частная форма. Иногда включаются менуэт, гавот, буре (между сарабандой и жигой). Позже вводится ария и прелюдия.
Новая сюита возникла в 19 веке и была связана с развитием программной музыки: сказочные картины, жанровые сцены, образы природы. Танцевальное начало здесь уменьшено, иногда отсутствует. Жанры: элегия, ноктюрн, марш, скерцо. Тональная свобода, но обычно первая и последняя пьеса в основной тональности.
Создатель новой сюиты – Р. Шуман («Карнавал», «Детские сцены», Мусоргский «Картинки с выставки», Римский-Корсаков «Шехеразада», Дебюсси «Детский уголок»). Часто составляют сюиты из опер, балетов, кино (Щедрин «Кармен - сюита», Чайковский «Времена года»).
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА.
Бах. Английская сюита №1, Партита до минор
Шуман. Детские сцены.
Чайковский. Детский альбом.
2. Сонатно-симфонический цикл –такое циклическое произведение, которое состоит из нескольких самостоятельных, но внутренне связанных частей, из которых первая, как правило, в сонатной форме. Бывают исключения (Моцарт, 11 соната).
Сонатный цикл своими корнями уходит в старинную сюиту: сарабанда – медленная часть, менуэт – танцевальная часть сонатно-симфонического цикла, жига – скерцо. Но в сюите основной принцип – контраст – сопоставление (больше картинности), а в сонатно-симфоническом цикле – каждая часть это этап в развитии одной идеи, образа (более глубокое содержание).
Наиболее типична 3-х частность в сонате и концерте и 4-х частность в симфонии. При этом характеристика каждой части в них совпадает.
2ч. – медленная. Характер лирический. Показ внутреннего мира человека, картин природы. Сложная 3-х частность, или вариационная форма, или сонатная без разработки.
3ч. – жанровый характер. В творчестве Гайдна, Моцарта – менуэт, у Бетховена – скерцо, у русских композиторов – вальс. Подвижный тепм. Отражение жанрово-бытовой сцены или эпизода из народной жизни.
4ч. – оживленный характер, танцевальный или маршеобразный. Торжественность, эпичность. Форма, как правило, сонатная, вариационная или рондо.
Таким образом, 4 части охватывают различные стороны действительности: драматизм (1ч.), лирика (2ч.), жанровость (3ч.), эпичность (4ч.).
Бывают исключения. Если два скерцо в симфонии, то второе скерцо играет более самостоятельную роль (Шостакович, 8 симфония).
Иногда встречается пяти частное строение: Бетховен 6 симфония, Берлиоз «Фантастическая», Чайковский 3 симфония, Шостакович 9 симфония.
Тональный план представляет особый интерес: 1ч. – главная тональность, 2ч. – субдоминантовая сфера, 3ч. – главная тональность, 4ч. – главная тональность (в мажоре).
Бетховен, 5 симфония (c -As – c – C)
Моцарт, 40 симфония (g – Es – g – g)
Чайковский, 4 симфония (f – b – F – F)
5 симфония (e – D – A - E)
6 симфония (h – D – G - h)
Бородин, 2 симфония (h – F – Des - H)
Прокофьев 7 симфония (cis – F – As - Des)
Единство цикладостигается благодаря:
· Лейтмотивной системе (Бетховен, 5 симфония, Чайковский 4 и 5 симфонии).
· Повтору в финале тем из предыдущих частей (Бетховен 9 симфония, Дворжак, 5 симфония).
3. Смешанные (свободные) формы.В 19 веке распространились 1 частные формы, сочетающие черты нескольких типичных форм, сложившихся ранее. Это – свободные формы. Они характерны для симфонических поэм, 1 частных сонат, фантазий, рапсодий. Причина возникновения – стремление сделать форму более гибкой. Здесь обнаруживается и влияние программности.
Наиболее типично сочетание сонатности и вариационности, сонатности и цикличности.
Сонатность и вариационность.
Вариационность – типична для славянской музыки. Сочетание может быть различно.
Может преобладать вариационность (Глинка «Камаринская», Балакирев, вариации на 3 русские темы) или сонатность – в этом случае характерен производный контраст, монотематизм, жанровое преобразование одной темы (Лист Прелюды, Лист «Испанская рапсодия»).
Сонатность и цикличность.
В развернутой сонатной форме – черты цикла (стремление к единству). Подобные формы характерны для творчества Листа: симфонические поэмы, соната си минор, концерты.
Рассмотрим фортепианный концерт №1. Главная тема написана в развернутой сонатной форме (подобие 1ч. цикла). Побочная тема – как 2ч. цикла, медленная (в 3-х ч. форме). Затем звучит скерцозный эпизод в форме вариаций (разработочность как 3ч.). Основная тема – завершающий раздел, как финал, в котором проходят все темы цикла.
Соната си минор. Здесь экспозиция равнозначна 1ч. цикла. В среднем разделе – медленный эпизод (как 2ч). В конце разработки – фугато, как скерцо цикла. Реприза – финал.