русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Курс лекций


Дата добавления: 2013-12-24; просмотров: 1607; Нарушение авторских прав


ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПЕРА.

ОСНОВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ФОРМ КАМЕРНО-ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ.

Куплетная (строфическая) форма –все различные строфы текста сопровождаются одной и той же неизменной музыкой. Таким образом, форма призвана выражать общий характер содержания всего текста в целом и передавать основную идею настроения.

Шуберт «В путь».

Музыка, сопровождающая строку текста, носит название куплета. Куплет строится в одной из простых форм: как правило, одно- или 2-х частной форме. Куплетная форма может иметь припев, то есть отделенный от основной части (запева) раздел. Характерным признаком припева является повторность в нем текста (подчеркивает основную мысль куплета или всего сочинения).

Например: «Во поле береза стояла». Припев – «люли, люли стояла».

Форма припева может быть различной:

· Припев – дополнение к основному разделу строфы;

· повтор последнего предложения запева;

· отдельная часть – период или простая 2-х частная форма.

Куплетная форма встречается в песнях (часто в народных), в романсах.

Куплетно-вариационная форма -при сохранении деления на строфы, каждая из которых или отдельные могут быть неточным повторением первой и его вариантным преобразованием, иногда – весьма значительным. Эта форма имеет больше возможностей для музыкального развития. Чаще всего используется вариационное изменение сопровождения.

Шуберт. «Форель», «Спокойно спи» («Прекрасная мельничиха»).

Сквозная форма -вокальная музыка основана на сквозном музыкальном развертывании. В этой форме повторность тематизма необязательна. Музыкальное развитие тесно связано с содержанием текста. Музыка прямо следует за текстом и отражает его детали. Форма зависит от структуры и содержания текста.



Эта форма типична для жанра баллады, фантазии, то есть произведений, в тексте которых меняется настроение.

Сквозная форма допускает членение на разделы, но музыка каждого раздела различна.

В вокально-камерных произведениях, помимо перечисленных, можно встретить и формы, типичные для инструментальной музыки: простые 2-х, 3-х частные, сложные 2-х, 3-х частные, рондо, их сочетание.

Особенная форма вокальной музыки – вокальный цикл. В нем обязательно единство замысла, сюжетная связь. Например: Шуман «Любовь и жизнь женщины», Мусоргский «Песни и пляски смерти», Шостакович «Из еврейской народной поэзии».

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА СООТНОШЕНИЯ МУЗЫКИ И ТЕКСТА, РЕЧИТАТИВА И КОНТИЛЕНЫ.

Григ. «Люблю тебя».

Рахманинов «Полюбила я»

Верстовский «Черная шаль».

 

Высшая и наиболее сложная форма вокально-инструментальной музыки. В отличие от оратории и кантаты, это произведение театральное и сценическое.

Главная его особенность – синтетичность, так как она объединяет не только жанры и формы музыки, но и других искусств: литературы, живописи, балета, кино (Шостакович, Прокофьев).

В опере эмоциональная сила музыки соединяется с наглядностью образов.

Опера зародилась в Италии в 16-17в. Но истоки её уходят в древнегреческий театр. Опера – слово итальянское, в переводе обозначает «сочинение», «действие».

Важнейшая составная часть оперы – либретто. Как правило, оперы пишутся на сюжет литературного произведения, хотя могут быть легенды, сказки. Либретто лаконично, концентрично, с музыкальной спецификой. В либретто избегаются бытовые элементы, детализация. Часто опера превосходит свой литературный источник: «Кармен», «Иван Сусанин», «Пиковая дама». Но бывает наоборот: «Фауст», «Война и мир». Иногда композитор берет часть литературного текста: лирические сцены из «Евгения Онегина». Иногда композитор переносит акцентировку текста: «Борис Годунов».

Основное требование оперной драматургии – конфликт (между общественно-историческими силами в «Аиде», различными чувствами одного героя в «Пиковой даме», между персонажами, идеями и т.д.). Но в конфликте есть положительная сторона (которой сочувствует автор) и отрицательная.

Станиславский именовал отрицательную сторону «сквозным действием», а положительную – «контрдействием». Например: положительная – любовь, а отрицательная – тайна трех карт в «Пиковой даме».

Форма может быть двух видов:

1. номерная структура (Глюк, Моцарт).

2. Музыкальная драма (Мусоргский, Чайковский, Бизе).

В номерной структуре – ясность, определенность строения, но тормозящее развитие действия. В музыкальной драме – сквозное развитие, но трудность восприятия (Вагнер). Лучший для восприятие вариант структуры – соединение обоих видов (Даргомыжский, Верди).

Опера – музыкальное произведение, поэтому характер героев раскрывается в вокальной партии.

Основные виды сольных высказываний.

1. Ария – развернутая сольная вокальная пьеса с сопровождением. Основная характеристика героя. Она соответствует монологу в драме. Формы арии: ария da capo, 2-х частная, сложная 3-х частная, сквозная, сонатная (ария Руслана). Важно местоположение её: она находится там, где черты героя наиболее полно раскрываются. Существуют разновидности арий.

2. Ариетта – маленькая ария.

3. Монолог – развернутая сцена со сложной сменой чувств. Форма свободная (монолог Бориса, сцена письма Татьяны).

4. Каватина – выходная лирическая ария (каватина Валентина из «Фауста»).

5. Ариозо – самостоятельный номер. Раскрывает настроение героя в данной ситуации, грань характера (ария – остановка действия, ариозо звучит по ходу действия). Например: ариозо Ленского, ариозо Наташи.

6. Баллада – носит повествовательный, эпический характер (баллада Томского, Финна).

7. Романс (романс Цыгана из «Алеко»).

8. Песня – большая роль у Мусоргского. Часто песня в куплетно-вариационной форме. В советской опере песня драматизируется («Семья Тараса», песня Насти). Большую роль в опере играют ансамбли.

9. Ансамбль – сценическая оперная форма. Он основан на особенности музыки - соединять различные мелодические линии. Ансамбли бывают:

- Единого настроения – любые дуэты (квартет семейного счастья из «Ивана Сусанина», «Царской невесты»).

- Конфликта – дуэт Наташи и Мельника, Бомелия и Любаши.

- Ансамбль действия – «Враги», «Мне страшно», «Какое чудное мгновенье».

Особенно значительна роль финалов у Моцарта, где ансамбли завершают действие.

10. Речитатив – сценическая форма. Бывают:

- Речитатив – секко (сухой) – служебная, информационная роль.

- Аккомпагнато (мелодический) – в творчестве русских композиторов («Каменный гость» - вся опера на речитативе).

11. Хор – значение его менялось. В старинных операх хор – фон. Позже роль хора возрастает в драматургии (Глинка, Мусоргский).

12. Балет. В старинной опере – дивертисмент. Со временем значение его усилилось: «Иван Сусанин» - характеристика поляков, «Евгений Онегин» - вальс, полонез.

13. Оркестр – играет две функции:

- Передает эмоциональное состояние героев, раскрывает сценическую ситуацию.

- Раскрывает основной конфликт, симфонизирует оперу (Чайковский, Мусоргский).

Могут быть самостоятельные эпизоды: увертюра (основная идея оперы), антракты (вводят в действие, «Кармен»), симфонические картины («Мазепа» - полтавский бой).

В драматургии важна связь эпизодов, несущих действие и отстраняющих действие («Евгений Онегин» - 3к., «Пиковая дама» - 2к.).

Основные принципы формообразования – репризность, 3-х частность, ронообразность (интродукция к «Руслану и Людмиле»).

Важен тональный план: «Лоэнгрин» - A – силы добра, fis – силы зла.

ПРОИЗВЕДЕНИЕ ДЛЯ АНАЛИЗА:

Рахманинов «Алеко».

 

 

Кафедра ”Технологии хлебопекарного,

кондитерского и макаронного производств”

 

по дисциплине: “Введение в технологию продуктов питания”

для специальности 270300

“Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий”

Форма обучения дневная.

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ФОРМЫ И ЖАНРЫ КАМЕРНО-ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ. | Тема 1: “Зерномучное сырье”.


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.49 сек.