Особую группу швейных изделий составляет одежда для детей различного возраста. Характер детской одежды определяется рядом факторов, к которым можно прежде всего отнести психологические особенности детского восприятия мира; климатические условия; принадлежность к возрастной группе, учитывающей пропорциональные изменения телосложения детей в процессе взросления; влияние моды; способ производства и т. д.
Кроме того, необходимо еще учитывать и социальную функцию детской одежды. Являясь частью предметного мира, в котором живет и формируется ребенок, одежда должна способствовать утверждению его в коллективе, развитию положительных черт его характера, воспитанию позитивного отношения к трудовой деятельности взрослых. Поэтому проектирование детской одежды налагает на модельера большую ответственность.
Принято условно разделять детей по возрастным группам:
• младенческий возраст — до 1 года;
• ясельный — 1—3 года;
• дошкольный — 3—7 лет;
• младший школьный — 7—11 лет;
• старший школьный — 11—14,5 лет;
• подростковый — 14,5—18 лет.
Одежда детей, принадлежащих к различным возрастным группам, очень отличается по многим показателям —
по пропорциям, что связано с особенностью телосложения детей в различные периоды жизни (рис. 88);
по силуэтным формам;
по конструктивному решению;
по цветовому решению и характеру рисунка ткани и т. д.
Детская одежда, как и одежда для взрослых людей, имеет тот же ассортиментный перечень и так же подразделяется по назначению и стилевой направленности. При этом принципы формообразования и художественного оформления ее столь своеобразны, что существует необходимость рассмотреть их отдельно.
Детская одежда может выполняться из разнообразных материалов: тканей, трикотажного полотна, искусственного и натурального меха, а также кожи и замши, пленочных материалов и т. д.
Как бы различны они ни были по своим свойствам и внешнему виду, все они должны обязательно удовлетворять общим требованиям.
Материалы для детской одежды должны быть легкими, чтобы не затруднять движения ребенка, приятными на ощупь, обладать высокими гигиеническими показателями. Кроме того, к ним предъявляются эстетические требования — соответствие направлениям моды в отношении структуры, рисунка и отделки, радостный колорит. Значение тех или иных качеств материалов во многом определяется конкретным назначением одежды (видом изделия) и климатическими условиями ее эксплуатации, Так, например, для одежды бельевой группы, прежде всего, важны гигиенические показатели. Ткань и трикотаж, используемые для изготовления таких изделий, должны быть гигроскопичными, воздухо- и водопроницаемыми, гипоаллергенными, легкими, а если речь идет о зимнем белье — еще и теплыми.
Материалы для верхней одежды призваны утеплять тело ребенка, поэтому они, как правило, достаточно толстые и плотные, но при этом мягкие, пластичные. Часто используются ткани и трикотаж с начесом, который создает хорошую теплоизоляционную прослойку.
Если верхняя одежда защищает ребенка от атмосферных осадков, то для ее изготовления используются материалы с водонепроницаемой пропиткой или покрытием, а также пленочные материалы. Такая одежда должна быть легкой, так как иногда она надевается поверх пальто или курток.
Наиболее разнообразны материалы, применяемые для одежды плательного ассортимента. В зависимости от назначения изделия они могут быть мягкими, рыхлыми и более плотными. Оформление плательных тканей также отличается большим многообразием. Для них характерны орнаментные рисунки с простым и понятным ребенку содержанием или классические рисунки в виде полос, клетки, гороха ярких, активно звучащих или спокойных, нежных, пастельных цветов.
При выборе того или иного швейного материала необходимо учитывать, для какого возраста предназначена одежда. Известно, что дети, принадлежащие к различным возрастным группам, значительно отличаются не только по своему телосложению, но также имеют определенные психологические особенности.
Поэтому и ткани, из которых производится одежда для детей различного возраста, также должны отличаться по своему художественному оформлению — по структуре, цветовому решению и главное — по характеру рисунка. Так, например, ткань с рисунками в виде медвежат или машинок прекрасно подойдет для малыша и будет нелепо выглядеть в одежде мальчика-подростка.
Это относится не только к требованиям, предъявляемым к швейным материалам, но и к проектированию детской одежды в целом. Поэтому необходимо уделить особое внимание принципам художественного оформления одежды детей различных возрастных групп.