На протяжении тысячелетий детей одевали точно так же, как и взрослых. Детский костюм представлял собой уменьшенную копию взрослого.
Только в XVIII веке в Англии возникает новая традиция одевать детей в соответствии с их возрастом в более удобную и гигиеничную одежду.
Понятие детской одежды как самостоятельное направление моды возникло во второй половине XVIII века в Англии. До этого времени детские наряды были уменьшенной копией одежды для взрослых. Начиная с античной эпохи и вплоть до Средневековья взрослая одежда была довольно просторной, и потому не было необходимости придумывать особую одежду для детей. Однако впоследствии мода начала стремительно «усложняться», и копирование взрослой одежды стало все более неудобным для детей.
Грудного ребенка пеленали так, что он напоминал египетскую мумию. Считалось, что так младенец будет застрахован от простуды и травм. Только после Первой мировой войны, когда современные понятия о гигиене и здоровье начали пробивать себе путь, новорожденные «официально» получили право шевелить руками и ногами. Появилась одежда для младенцев, причем розовая для девочек и голубая для мальчиков.
В 80-х годах XVIII столетия мальчики наконец избавились от тесной офицерской формы, надев более удобные пиджаки. Девочки стали носить свободные муслиновые платьица с пояском. Увлечение удобной, легкой одеждой сделало жизнь детей значительно проще. Немного позже мальчики с удовольствием восприняли широкие матросские брюки и модные вплоть до нашего времени матросские воротники. Волосы их уже не задыхались под париками, а свободно вились по плечам.
Для детей постарше освобождение от «одежных оков» наступило после Французской революции, с утверждением стиля ампир. Во времена Наполеона девочкам позволялось носить платьица до колен - с потайными штанишками, которые кокетливо выглядывали из-под юбочек. С 1845 года девочки уже носили под кринолинами юбки, а мальчики выглядели как девочки в коротких туниках, из-под которых были видны штанишки, украшенные воланами.
С 1869 до 1875 г. девочки, вслед за своими матерями, вынуждены были носить турнюры (сложные конструкции из слоновой кости, или подушечки) под многочисленными воланами и складками на юбке, а поверх всего этого - жакет, который придавал женщине «вполне благопристойный» вид.
В середине XIX века появилась детская одежда, которая до сегодняшнего дня остается любимой и модной - матросский костюмчик. Именно с этого времени становится неприличным одевать детей во взрослую одежду. Если какие-то детали одежды детей и подростков были похожи на взрослые, то они считались неэлегантными и безвкусными. В журналах того времени появлялись статьи, в которых говорилось о негодности для детской одежды таких материалов, как бархат и атлас, а также о том, что не следует одевать детям туфли на высоких каблуках, но при этом рекомендовалось украшать детскую одежду кружевами. «Обильное применение кружев, которые нашиваются на столь же эффектный кашемир цвета сливок, придает большую элегантность самым маленьким. Нежный, прекрасный цвет детского личика ничем так не подчеркивается, как тонким обрамлением из кружев» («Элегантная домашняя хозяйка»).
В конце XIX века дамы еще защищались от солнечных лучей при помощи широкополых шляп и кокетливых зонтиков, но и взрослые, и дети стали находить вкус в солнечных ваннах и прогулках по берегу моря. Наступило время целомудренных купальных костюмов с длинными рукавами и штанинами, а также туник. Спорт становился неотъемлемой частью жизни, и перед детьми открылась невиданная свобода.
В прошлом одному портному приходилось обшивать не только все семейство, но и детских кукол - они должны были быть одеты в точности как люди. С началом бурного развития легкой промышленности торговцы стали обращать все больше внимания на детскую моду. Появились первые магазины детской одежды, которые сразу же начали процветать. Даже Высокая мода не осталась в стороне и заинтересовалась «детским вопросом».
Первым детским модельером стала Жанна Ланвен - женщина, открывшая дверь в мир от кутюр. На клиенток произвел впечатление тот факт, что обожаемая дочь Жанны всегда была чудесно одета, и они уговорили ее шить и для их детей.
Безумные 20-е годы прошлого столетия освободили и родителей, и детей от тирании «общепринятых норм» ношения одежды. Криком моды стали «американское платье» - воздушное платьице с прорезями для рук, а также короткая пелеринка. Талия - свободна, ноги - открыты, ткань - самая легкая. Однако самая большая перемена произошла после Второй мировой войны, когда девочки стали носить брюки. Таким образом, эмансипация в области одежды затронула и детскую моду.
В XIX – XX вв. складывается разнообразный ассортимент детской одежды в зависимости от принадлежности к определенной возрастной группе. Только во второй половине XX века появляется молодежная одежда. В 1950 –х гг. формируется новая особая социальная группа – молодежь, занимающая промежуточное положение между подростками и взрослыми. Повышение образовательного уровня, увеличение времени, необходимого для учебы и получения профессии, рост доходов и возможность финансовой независимости от родителей – все это привело к рождению молодежной культуры со своими ценностями, с кумирами и стилями, отличными от «взрослой моды». Уже в 1960-х появляется понятие «молодежная мода», и основными потребителями модных товаров становятся молодые люди. Так как молодежь принимает самое активное участие в моде, то самые оригинальные решения дизайнеры адресуют именно молодым.
Детская одежда должна быть, прежде всего, удобной и красивой, так как именно в детском возрасте формируются эстетические представления личности. В отличие от взрослой, детская одежда не так зависит от смены модных тенденций, особенно в младших возрастных группах. Силуэт и пропорции одежды для детей во многом определяются возрастными изменениями пропорций телосложения, модные тенденции присутствуют в рисунках тканей, цветовой гамме, при этом существуют стабильные формы детской одежды, не меняющиеся в течение длительного времени (ползунки, комбинезон).
К детской одежде всегда предъявляют значительно большие требования, нежели ко взрослой. При ее создании специалисты учитывают физические нормы развития ребенка, его психологическое и нравственное состояние по отношению к моде, соображения практичности и удобства. Детская мода не так изменчива, как взрослая, однако отражает модные тенденции взрослой с учетом необходимых требований.
Всех детей условно подразделяют на шесть возрастных групп:
0 – грудничковая (0-1 год);
I. – ясельная (1-3 года);
II. – дошкольная (3-6 лет);
III. – младшая школьная (7-11 лет);
IV. – старшая школьная (подростковая – 12 -15 лет);
V. – юношеская (16-18 лет).
Чем старше возрастная группа, тем активнее проявляются модные тенденции. Особенно это важно в одежде, предназначенной для тинэйджеров, при этом необходимо учитывать не только и не столько модные тенденции «взрослой моды», сколько актуальные стили молодежных субкультур.