Вопрос 21. Спорт как источник творческого вдохновения дизайнера
Дизайнеры черпают вдохновение в спорте, эксплуатируя образ свободы и успеха, который неотделим от спортивного стиля. Социологические опросы во всем мире, в том числе и в России в последние годы, демонстрируют любопытную динамику: здоровье уверенно выходит на одно из первых мест в системе ценностей. Причем внимание этому уделяют люди от 18 до 30 лет, т.е. группа самых активных потребителей моды. Спорт ассоциируется с личными достижениями, а мотив достижения очень важен в современном обществе. Многие люди уверены, что если они одеваются в спортивном стиле, то создают себе имидж человека, способного многого достичь.
В 1980-е годы, когда Джейн Фонда учила, как сохранить фигуру с помощью аэробики, а бег трусцой считался обязательным для каждой, модельеры – в первую очередь, американцы – вынуждены были отреагировать на повальное увлечение. Сначала спортивные образы их лишь вдохновляли. В 1990-е начались первые попытки, а к концу десятилетия многие дизайнеры решились на выпуск настоящей спортивной одежды под собственным именем.
Американец Марк Джакобс считает, что профессиональные дизайнеры могут многому поучиться у спортивных экстремалов: «Я не занимаюсь спортом, но мне нравится жизненность и энергия спортивного стиля. Я смотрю на подростков скейтбордистов. Это воплощение стильности и свободы. Они очень много внимания уделяют нюансам своей одежды: насколько широки брюки, сколько в них карманов, насколько свободны свитера и футболки. Дизайнер одежды тоже работает с деталями и должен относиться к ним также избирательно».
Художественное проектирование костюма как составная часть всей проектной деятельности человека, определяется основами композиции. Разнообразие ассортимента современной одежды требует от дизайнера принципиальных различий в подходах к проектированию одежды в зависимости от ее назначения, условий производства и тенденций развития индустрии модного бизнеса.
Основы композиции, на которые опирается в своем творчестве художник-проектировщик, являются признаком организующей, гармонизирующей и связующей величины — художественной системы.
Костюм, построенный по законам композиции, является частью художественной системы.
В зависимости от задач, стоящих перед процессом проектирования одежды, различают несколько видов художественных систем:
— автономная художественная система (проектирование единичных моделей костюма);
— художественная система «семейство» (проектирование моделей на основе базовой формы);
— художественная система «комплект» (проектирование открытого комплекса изделий взаимозаменяемых, служащих основой базового гардероба);
- художественная система «ансамбль» (проектирование закрытого комплекса изделий, выражающего художественный образ человека);
- художественная система «коллекция» (проектирование коллекций моделей различного типа и назначения).
Вся одежда делится на ассортиментные группы. Определяющих факторов деления несколько:
— половой признак и возраст носителя одежды;
— сезон использования одежды;
— функциональное назначение одежды;
— стиль, определяющий художественный образ костюма.
Каждая ассортиментная группа изделий выполняется в той или иной художественной системе.