Для экономического обоснования принимаемых решений по управлению ВЭД предприятия могут использоваться различные методики ее оценки. Рассмотрим некоторые из них.
На практике самым простым способом оценки эффективности ВЭД является расчет различных показателей на основе соизмерения достигаемых экономических результатов с затратами ресурсов на их достижение.
При экспорте товаров издержки предприятия (экспортные затраты)
(ЗЭ) включают:
• себестоимость экспортируемого товара (СТЭ) − затраты на производство экспортного товара предприятием;
• транспортно-экспедиторские расходы (ТРЭ) − расходы на транспортировку товаров, которые несет предприятие-экспортер;
• прочие расходы (ПРЭ) − заключение сделки, страхование товара, платежно-расчетные операции, таможенные пошлины и сборы при перевозке товара через таможенную границу и др.
Экспортный доход (ДЭ) − это валютная выручка-нетто, поступившая на расчетный счет предприятия в рублевом эквиваленте.
В качестве основных количественных показателей оценки результативности экспорта, следует использовать следующие показатели:
1. Коэффициент эффективности экспорта (КЭ):
КЭ = (31)
если КЭ > 1, то экспорт эффективен (чем выше указанный коэффициент, тем выше эффективность экспорта);
2. Показатель эффекта экспорта (ПЭЭ):
ПЭЭ = ОВФ + ВР − ЗЭ (32)
где ОВФ − рублевый эквивалент отчислений в валютный фонд предприятия, определяемый пересчетом валютной выручки в рубли по курсу на дату поступления валюты;
ВР − рублевая выручка от части валюты.
Так как при оценке коэффициента эффективности и показателя эффекта экспорта учитывается множество факторов (количество экспортируемого товара (К), контрактные цены (Ц), динамика валютного курса (Р), уровень накладных расходов в инвалюте (Ни) и в рублях (Нр), производственная себестоимость товара (С)), их расчет дает возможность определить влияние перечисленных факторов на результат с помощью методов детерминированного факторного анализа.
При анализе импортных операций выделяются три последовательных этапа:
• анализ импортных контрактов в разрезе основных показателей и факторов;
• анализ влияния факторов на показатели эффективности импорта по товарным группам и в целом по всему импорту товаров;
• анализ влияния импорта на финансовые результаты организации.
Рассмотрим первый, наиболее важный, этап анализа, так как именно от эффективности контрактов зависит величина финансовых результатов и рентабельности организации.
При исследовании импортных контрактов проводится;
• анализ импортных цен на стадии заключения сделки;
• изучаются факторы, влияющие на изменение показателей, характеризующих импорт товаров.
К основным показателям, характеризующим импорт товаров, относятся:
1) контрактная цена импортируемых товаров (здесь и далее под товарами как составной частью МПЗ понимаются товары, приобретаемые для продажи и для использования в качестве сырья, материалов ит. п. при производстве продукции, предназначенной для продажи и для управленческих нужд);
2) себестоимость единицы приобретаемых по импорту товаров;
3) общая сумма затрат, связанная с импортом, на единицу товара;
4) показатели финансовых результатов от продажи приобретенных по импорту товаров;
5) показатели эффективности импорта товаров.
Оценка эффективности импорта товаров производится по двум группам показателей:
• показателям эффективности импорта товаров, приобретаемых с целью их продажи;
• показателям эффективности импорта товаров, используемых в качестве сырья, материалов и т. п. при производстве продукции и для управленческих нужд организации.
В качестве базы для сравнения, как на стадии заключения, так и фактического исполнения контрактов используются данные о поставках аналогичной продукции:
• от этих же иностранных поставщиков за предыдущие периоды;
• от других иностранных поставщиков за предыдущий и отчетный периоды;
• от российских организаций за предыдущий и отчетный периоды;
• при анализе фактического исполнения контрактов − также данные, содержащиеся в контракте.
Анализ поставок по импортным контрактам в разрезе основных показателей и факторов включает следующие вопросы:
• обоснование управленческих решений о целесообразности заключения импортных контрактов;
• исследование порядка формирования себестоимости и общей суммы затрат приобретаемых по импорту товаров и анализ факторов, влияющих на их изменения;
• анализ факторов, влияющих на финансовые результаты от продажи импортных товаров;
• анализ эффективности импорта товаров, приобретаемых с целью их продажи;
• анализ эффективности использования сырья и материалов, приобретаемых по импортным контрактам для производственных целей.