Анализ экспортных контрактов по основным показателям и факторам.
Анализ экспортных контрактов осуществляется по следующим показателям:
1) выручка от экспорта продукции, которая выражается как в иностранной валюте, так и рублевом эквиваленте;
2) затраты, связанные с экспортом продукции;
3) финансовые результаты от продажи экспортной продукции (валовая прибыль и прибыль от продаж);
4) бухгалтерская прибыль, позволяющая учесть не только все затраты на производство и продажу экспортной продукции, но и другие доходы и расходы, связанные с экспортом;
5) чистая прибыль, позволяющая определить конечный финансовый результат от продажи продукции на экспорт;
Перечисленные выше показатели необходимо определять как в расчете на единицу продукции, так и на весь объем поставок по контракту.
Исследование системы показателей в разрезе отдельных контрактов позволяет решить следующие основные задачи, связанные с анализом экспорта продукции:
• определить долю отдельного контракта в общей величине соответствующих показателей экспортируемой продукции, а также в формировании общего объема продаж, себестоимости и финансовых результатов организации в целом, учитывающих продажи, как на экспорт, так и на отечественном рынке;
• определить влияние основных факторов на изменение рассматриваемых показателей, при этом основное внимание необходимо уделить исследованию специфических факторов, связанных с экспортом продукции (изменение курсов иностранных валют по отношению к рублю и возникающие в связи с этим курсовые разницы, доходы и расходы, связанные с продажей иностранной валюты, и т. д.);
• дать оценку эффективности экспорта продукции по данному контракту.
В качестве базы сравнения при анализе могут быть приняты:
• на стадии заключения контрактов: фактические данные за предыдущие периоды по контрактам с этими же покупателями; фактические данные за предыдущие периоды по аналогичной продукции по контрактам с другими иностранными покупателями; фактические данные по аналогичной продукции по контрактам с российскими покупателями;
• при анализе фактического исполнения контрактов: соответствующие показатели, содержащиеся в контракте; фактические данные по аналогичной продукции по контрактам с иностранными и российскими организациями за предыдущие периоды.
Изменение экспортной выручки зависит от следующих основных факторов:
а) изменения объема экспорта цен в иностранной валюте;
б) курса иностранной валюты по отношению к рублю, устанавливаемого Банком России.
Факторная модель имеет вид:
qЭРЭ = qЭ × Р'Э × k (20)
где qЭРЭ − экспортная выручка от продажи продукции в рублевом эквиваленте, полученная путем пересчета суммы иностранной валюты по курсу ЦБ РФ, действовавшему на момент признания ее в бухгалтерском учете;
qЭ − количество экспортированной продукции;
Р'Э − цена единицы продукции в иностранной валюте;
РЭ − рублевый эквивалент цены единицы продукции в иностранной валюте;
k − курс иностранной валюты по отношению к рублю, установленный Банком России.
Методика определения влияния факторов имеет вид:
• изменение технико-экономических и качественных характеристик продукции:
∆Р'Э (∆Р'ЭТК) = Р'ЭТК1 − Р'ЭТКО (21)
• изменение базисных условий поставки
∆Р'Э (∆Р'Э БУП) = Р'ЭБУП 1 − Р'Э БУПО (22)
• изменение сроков поставки:
∆Р'Э(∆СР) = (Р'О+ ∆Р'ЭТК + ∆Р'ЭБУП) × (I Р Э − 1): (23)
• изменение условий оплаты (коэффициента кредитного влияния) − (ККР):
∆Р'Э(∆СР) = (Р'Э О + ∆Р'ЭТК + ∆Р'ЭБУП)× I Р Э (ККР − 1): (24)
где Р'ЭТК 1 , Р'Э ТКО − цена единицы продукции в иностранной валюте при технико-экономических и качественных ее характеристиках в анализируемом и базисном периодах (вариантах);
Р'ЭБУП 1, Р'ЭБУП 0 − цена единицы продукции в иностранной валюте при базисных условиях поставки в анализируемом и базисном периодах (вариантах).